«Шьем сарафан не в пику вышиванке»
Надежда Балуева считает, что народные традиции несут вечные ценности — веры, добра и справедливости. Фото: Елена Серова / «Русская планета»

Надежда Балуева считает, что народные традиции несут вечные ценности — веры, добра и справедливости. Фото: Елена Серова / «Русская планета»

Мастер ярославского костюма — о том, почему не стоит политизировать народные традиции

В России не так много регионов, где всерьез занимаются историей народного костюма, из поколения в поколение передают секреты ткацкого мастерства, умения создавать национальную одежду. Но Ярославской области в этом смысле повезло. Традиции здесь сохраняются по сей день, благодаря профессиональным людям и энтузиастам.

Руководитель ярославской региональной общественной организации возрождения русской культуры и традиций «Петропавловская слобода» Надежда Балуева организовала народный музей «Дом фабричных Волковых» в своем собственном жилище. Здесь хранятся старинные ткацкие станки, самопрялки и другие раритеты.

– Я потомственная фабричная, — с гордостью говорит Надежда. — Предки мои во времена императрицы Анны Иоанновны были приписаны к Ярославской большой мануфактуре. Почти триста лет они жили на этой земле: праздновали, горевали, мечтали, трудились и находили последний приют на здешнем Донском кладбище. Все женщины в нашем роду становились ткачихами. И я вслед за матерью и старшими сестрами тоже пошла бы работать на фабрику. Но мама сказала: «Надя, вся наша родня испокон веку стоит у станка, а ты — учись!» 

В техникуме текстильной промышленности Надежда Николаевна получила специальность — техник-технолог хлопчатобумажного производства и после этого десяток лет проработала в НИИ технических тканей. Затем окончила истфак педуниверситета имени Ушинского, причем темой своей дипломной работы выбрала исследование деятельности последнего управляющего Ярославской Большой мануфактуры Алексея Флегонтовича Грязнова.

Таким образом, дружеских отношений с текстильщиками она никогда не прерывала. Тем более что выросла в «корпусах» — построенных во второй половине XIX века владельцем текстильной фабрики Иваном Карзинкиным для своих рабочих трехэтажных зданиях, напоминающих армейские казармы — и до сих пор по-доброму общается с тогдашними соседями. Для многих ярославцев этот старый жилой квартал ассоциируется с коридорной системой, обветшанием и коммунальным небрежением. Но в то время все было по-другому. Все обитатели знали друг друга по именам, в ходу был сочный, афористичный «фабричный» говорок, многие предметы утвари и обихода сохранялись с достопамятных времен.

Ее восхищают добротные строения этих старинных уголков родного города. Затейливый резной узор наличников на окнах приятен взору. И дело не в том, что сердцу мила архаика. Просто традиционная культура, по ее мнению, дана нам во спасение. Она несет вечные ценности — веры, добра и справедливости, настраивает усердно трудиться, помогать ближнему, радушно встречать гостей. 

– Вы дарите вторую жизнь народному костюму. На Украине вот тоже на пике моды вышиванки, этакий акцент обособленность, — поднимаю провокационную тему.

– Через народную культуру мы стараемся укрепить в душах людей любовь и уважение к своей стране, понимая, что это мощный ресурс для работы с мировоззрением нации. Но главное здесь — не переборщить, не превратить хорошее начинание в карикатуру. И уж тем более опасно использовать народную традицию в политике! Упаси нас Бог от этого. Все должно быть на своем месте.

К сожалению, в истории России слишком много «тектонических разломов», безоглядных отречений от старого мира, когда прерывается передача от поколения к поколению накопленного цивилизацией опыта. Понятно, что разорванные исторические связи рано или поздно приходится восстанавливать. Как это сделать — ярославский историк и решила показать на личном примере.

Так одевались ярославцы в позапрошлом веке. Фото: Елена Серова / «Русская планета»

Так одевались ярославцы в позапрошлом веке. Фото: Елена Серова / «Русская планета»

«Петропавловская слобода» под ее руководством стала проводить детский этнофестиваль «Птаха». Полюбились местным жителям организованные ею «Балы у Карзинкиных» в Доме культуры «Красный Перекоп» и «Петровские ассамблеи» в Петропавловском парке. Но самый крупный проект общественных активистов, поддержанный грантами правительства области — «Этномир Ярославского края». Он положил начало созданию масштабной коллекция русского народного костюма, сшитого в ярославских традициях. Многие изделия реконструированы по старинным фотографиям, сохранившимся чуть ли не в единственном экземпляре образцам, по архивным выкройкам с применением полузабытых технологий раскроя ткани, соединения деталей, обработки швов.

– Успех нового большого дела во многом определяется настроем: что ты чувствуешь — кураж или мандраж. Да, я очень волновалась, но ощущала такой кураж, что, казалось, взмахну руками — и поднимусь в небо! — восклицает Надежда Балуева.

Она прошла стажировку в Российском этнографическом музее Санкт-Петербурга, проштудировала бессчетное число изданий, посвященных истории национального платья, собрала учеников на мастер-классы по кройке, вышивке, кружевоплетению, ручному ткачеству, золотошвейному делу.

А сколько было переживаний из-за того, что на, с таким трудом учрежденные курсы, пришли 36 человек и после первых же занятий две трети отсеялись, а до конца дошли только шестеро. Но зато все они стали верными соратниками и единомышленниками инициативного руководителя общественной организации. Благодаря подвижничеству Анастасии Носовой, Ангелины Ковалик, Галины Андреевой, Марии Перминовой, Натальи Соловьевой, Павла Петухова (программиста по специальности и замечательного вышивальщика по призванию), а также других мастеров уже заняли почетное место на манекенах 25 народных костюмов с местными особенностями — угличский, переславский, даниловский, мышкинский, ярославский фабричный и другие.

– В конце девятнадцатого века женщины из простого народа стали носить парочки —длинную юбку и кофту с баской. Но вплоть до тридцатых годов прошлого столетия деревенские девчата нередко приезжали устраиваться на нашу фабрику в простом косоклинном сарафане, — удивляет исследовательница прошлого. — Под него одевали рубаху-рукава с вышивкой, сверху в холодное время года — шугай, этакую кофту на вате, или душегрею. Мы реконструировали не только одежду, но и украшения — бусы, ожерелки, поручи, наручи. Не все наши изделия парадные, есть и будничные, — объясняет энтузиастка.

Изюминка этого собрания — красная сенокосница. Это парадная обрядовая рубаха, в которой женщины нашего края выходили косить в заливные луга. Любого зрителя впечатлит костюм молодухи, воссозданный по живописному полотну середины XIX века ярославского художника Ивана Белоногова. Белоснежная миткалевая рубаха-коротена (длиной до пупка) украшена вышивкой с оберегами. Подгрудный сарафан из шелковой ткани изумрудного цвета с золотистыми мелкими букетами и вкраплениями красно-синего отлично сочетается с подбитой черным ситцем душегреей «перышко». На голове у молодой ярославны — украшенный золотым шитьем и жемчугами высокий кокошник с легчайшей полупрозрачной фаткой-коноваткой.

– Для прочности каркаса головного убора мы использовали жесткий картон. А наши предки обычно – кору или многослойно проклеенный лен. У нас было слишком мало времени, чтобы раздобыть настоящую золотую нить для кружева, поэтому пришлось распустить старинные эполеты, — делится профессиональными тайнами мастерица. 

Освоив техники шитья, члены «Петропавловской слободы» столкнулись с новой проблемой — поиск аутентичных тканей и материалов.

– Вот это я называю шопинг до упаду! — смеется Надежда Николаевна. — Мы стали завсегдатаями специализированных магазинов Ярославля, Москвы, Иванова, Костромы, Владимира. Выяснили, что только один-единственный завод в России выпускает золотую нить.

Теперь ее мечта — возродить легендарную ярославскую затрапезу. Не конкретную именовавшуюся пестрядью ткань, которая выпускалась на основанной в начале XVIII века, еще в петровские времена, ткацкой мануфактуре купцов Затрапезновых, а в широком смысле — былую славу ярославского ткачества. Выражение «затрапезный вид» в последние годы стало синонимом убогости, неопрятности, безвкусицы. Между тем ярославская фабрика вырабатывала добротное сукно, идущее на скатерти, салфетки, полотенца, а также саржу, волнистое полотно, фламское полотно. Исторический факт — английские купцы скупали ярославские изделия, ставили на них свои клейма и продавали под видом зарубежной продукции в лучшие дома Российской империи. С производством тканей связан целый глубинный пласт в истории ярославского региона. К сожалению, пережившие тяжелый кризис в девяностые годы прошлого века ярославские предприятия легкой промышленности до сих пор не отошли от стресса.  

Однако новых задумок у петропавловцев много. Например, они хотят открыть в границах рабочего поселка Ярославской Большой мануфактуры центр традиционной народной культуры «Русский дом», где нашлось бы место для мастерских различных ремесел, для библиотеки, выставочного, театрального залов.

– В один из дней внезапно накатившей усталости пошла за моральной поддержкой в храм. Читает батюшка акафист — и вдруг я совершенно ясно слышу слова: «Дерзай, Надя!». По зрелому размышлению поняла, что священник вряд ли это сказал. Но это и не важно. Ведь я услышала ответ на свой незаданный вопрос — как будто ангел меня по голове погладил, — рассказывает этнограф.

Читайте в рубрике «Титульная страница» Спецпроект: Семья 3.0 -Демографическая катастрофа или увеличение рождаемостиБудет ли многодетной семья будущего? Спецпроект: Семья 3.0 -Демографическая катастрофа или увеличение рождаемости

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Расширяйте круг интересов!
Мы пишем об истории, обороне, науке и многом другом. Подписывайтесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»