«Бегут подальше от всяческого надзора»
Ярославский сектовед Евгений Мухтаров. Фото: Светлана Парсегова

Ярославский сектовед Евгений Мухтаров. Фото: Светлана Парсегова

О религиозном сектантстве в Ярославской области с древних времен и до наших дней

Понятие «секта» в ее классическом определении не носит негативного оттенка. Это всего лишь ответвление, обособление, «ветвь» большого, традиционного религиозного учения. Интересное отражение история сектантства на Руси получила на ярославских землях. «Русская Планета» узнала у современного ярославского сектоведа, сотрудника Центра религиоведческих исследований и члена Совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве Юстиции РФ Евгения Мухтарова, «откуда пошла ересь на Ярославщине».

О первом столкновении с язычниками святого князя Ярослава Мудрого каждый ярославский ребенок знает с самых малых лет. Выпустили местные мужики медведя на князя – путешественника и покорителя земель, а князь взял и победил в схватке с диким зверем. Присмирели тогда аборигены, согласно легенде, признали князя своим предводителем, а впоследствии и крестились, уверовали во Христа Спасителя. И жили с тех пор ярославцы сравнительно спокойно, соборно, в единой православной вере — ровно до тех пор, пока не прошел по Руси раскол. Правда, поначалу многие умудрялись совмещать официальное православие и домашние языческие обряды, но это уже другая история.

Евгений Мухтаров рассказывает о заповедных ярославских землях, где до сих пор живут раскольники — беспоповцы так называемого «бегунского толка». Земли в прямом смысле слова заповедные: близ северных границ области, на берегах Рыбинского водохранилища, расположен Дарвиновский заповедник, где стоят редкие раскольничьи хутора — в Пошехонском, Некоузском районах.

– Современная старообрядческая церковь также считает беспоповцев-бегунов сектантами, — поясняет Евгений. — Уже из самого названия понятно, что беспоповцы не признают института священства, бегут подальше от всяческого надзора и контроля со стороны государства. Наши ярославские бегуны селились в Пошехонском районе.

Поскольку бегуны естественным образом бежали от властей и селились по берегам рек, то центры их поселений назывались «пристанями». Один из таких центров-«пристаней» образовался в ярославском селе Сопелки, где временами происходили большие бегунские сходы — собрания самоуправления. Сегодня осталось всего несколько семей, но основные правила жизни не изменились с XVII века. Беспоповцы-бегуны отрицают технический прогресс и технические средства, государственное образование, медицинскую помощь, отказываются от присяги в армии. Вместе с тем, современные потомки волевых и непреклонных переселенцев – вполне живые, любознательные люди, которые при случае могут приехать на автобусе в Ярославль, зайти в православный храм.

– С одним таким беспоповцем мне довелось встретиться и побеседовать в Ярославле, — рассказывает Евгений. — Он не выглядел каким-то уж совсем диким, был одет в обычную современную одежду китайского производства, хотя бороду, как положено, носил длинную, лопатой. Семья живет на хуторе близ Борка, занимаются натуральным хозяйством, держат пасеку. Но технический прогресс волей-неволей постепенно внедряется в их жизнь: и путешествуют не пешком, и рубахи носят не домотканные.

Борок — поселок в Некоузском районе, где непроходимые леса растут по берегам разливов Рыбинского водохранилища. Интересно, что здесь же, под Новым Некоузом, дожили до наших дней даже потомки некогда мощной ярославской общины хлыстов.

– До революции 1917 года Ярославская губерния была одним из центров хлыстовства. Хлыстов звали «капитонами» — по имени их местного лидера Капитона, — рассказывает Мухтаров. — Но, несмотря на сильные позиции и множество последователей, с хлыстами в конце XIX — начале XX веков активно боролись и полиция, и епархиальные власти. Боролись не без успеха, а революция и последующие катаклизмы довершили дело антихлыстовской пропаганды. Последние хлысты ушли в некоузские леса, где неплохо сохранились до сих пор. Хлыстовский домик стоит сейчас недалеко от Нового Некоуза, там уединенно живут двое родственников-старичков, помогают друг другу.

Удивительное продолжение в современной жизни Ярославского края нашли и более ранние религиозные объединения русских людей. Например, такие неоднозначные, как опричники царя Иоанна Грозного. Верные последователи разделения Руси на опричнину и земщину, уклада жизни, сходного с монастырским, и почитатели святого царя Иоанна сегодня открыто живут в Любиме — маленьком уездном городке Ярославской области.

– Конечно, члены современного «Опричного братства во имя Иоанна Грозного» — не потомки настоящих опричников, а типичные новоделы, — рассказывает Евгений Мухтаров. — Руководит любимской общиной москвич по фамилии Козлов, он же проводит богослужения, уверяет, что постоянно общается с духом царя Иоанна Грозного. Интересно, что чин богослужений имитирует дореволюционный православный: произносятся, например, молитвы о здравии монарха и царствующего дома. Признаками секты в данном случае является отрицание государственной службы, актов гражданского состояния, медицины, образования. Сама община — закрытая и агрессивно настроенная к внешнему миру. Когда там погиб грудной ребенок, даже уголовного дела не удалось возбудить — мальчика просто похоронили рядом с «опричным» домом.

Однако скромное и малочисленное сектантское наследие давно минувших дней — совершенно безобидные пустяки по сравнению с мощным потоком разнообразного мирового религиозного инакомыслия, хлынувшего в большую страну на одной шестой части суши после падения «железного занавеса».

– Даже сохранившиеся в советские времена баптисты, знаменитые коллективным письмом о «притеснениях» американскому президенту Джимми Картеру и поддержкой известной правозащитницы Людмилы Алексеевой, и адвентисты Седьмого дня — просто тишайшие агнцы по сравнению, например, с «Церковью Божией», как сейчас называют себя члены неопятидесятнической секты «Новое поколение», — считает наш собеседник. — Их деятельность и религиозные практики опасны даже не столько вольным отношением к собственности прихожан, сколько прямой угрозой их жизни и здоровью. Еще в 1996 году Центр социальной и судебной медицины им. Сербского дал заключение, что на мероприятиях секты используются элементы гипноза и происходит так называемая «психическая индукция», то есть коллективное заражение определенными идеями. Одни религиозные собрания по воскресеньям, где люди массово впадают в транс, а особо чувствительные даже теряют сознание, чего стоят!

Сегодня в Ярославской области насчитывается более 15 тыс. приверженцев «Церкви Божией», из них около 9 тыс. — жители Ярославля. При этом секта активно идет «во власть», ее активисты регистрируются кандидатами в депутаты разных уровней, в главы районов области, а многочисленные «братья и сестры» в таких случаях становятся бесплатными и весьма усердными агитаторами. В итоге человек, тесно связанный с «Церковью Божьей», уже стал, например, главой Ростовского муниципального района. Кроме того, по словам Евгения Мухтарова, секта покровительствует бизнесу своих прихожан: ведь чем больше их доходы, тем ощутимее «десятина», то есть десятая часть прибылей, которую каждый ежемесячно отдает в секту.

Рассказывая о современном состоянии деятельности сект на территории Ярославской области, Мухтаров подчеркивает, что все наши «нетрадиционщики», хотя и называются себя представителями древних учений — типичное «новье». Те же кришнаиты, которые в количестве примерно 200 мужчин, женщин и детей обитают в выкупленном ими административном здании мебельной фабрики «Русьмебель» на Московском проспекте. Они, конечно, не «последователи древнего индуизма», а адепты учения, зародившегося в США в 1966 году. По словам эксперта, точно также и неоязычники не имеют никакого отношения к «вере предков».

На вопрос корреспондента «Русской Планеты» о том, что всего больше тревожит современных сектоведов, Евгений Мухтаров ответил, что налицо две опасные тенденции.

Первая состоит в том, что все чаще секты носят синкретический характер. Их создатели «отщипывают» понемногу от множества религий, псевдонаучных направлений, разного рода психологических методик и техник по достижению измененного состояния сознания, от «философии» всякого рода ученых-космистов и даже от сугубо фантастических произведений. Получается жуткая мешанина, не позволяющая сформировать саму картину учения секты и выработать механизмы противодействия.

Вторая опасная тенденция, по словам эксперта, заключается в мимикрии сект под общественные объединения, движения, разного рода благотворительные фонды и просто «инициативные группы граждан», обуреваемых желанием «творить добро».

– Цели, которые декларируют такие организации и группы, вроде бы далеки от религии: это пропаганда здорового образа жизни, благотворительность, проведение выставок и концертов, лекций «против алкоголизма и наркомании», различных «экологических» акций, — поясняет Евгений Мухтаров. — На деле подобные мероприятия служат лишь предлогом, чтобы люди не «распознали» сектантов, начали с ними общаться. А уже дальше происходит плавное вовлечение наивных граждан в сами религиозные организации и группы.

По словам собеседника «Русской Планеты», переломить ситуацию с разгулом сект может только внесение поправок в законы «О свободе совести и о религиозных объединениях», «Об общественных организациях», «О некоммерческих организациях», «О благотворительности» и еще в целый ряд нормативно-правовых актов. Однако Государственная Дума, перегруженная текущей работой, дойдет до таких вопросов еще не скоро. Пока же, согласно самым скромным подсчетам, в деятельность различных сект втянуто около 3 млн россиян, а только на территории Ярославской области количество нетрадиционных религиозных объединений давно перевалило за сотню.

«Работа застопорилась» Далее в рубрике «Работа застопорилась»Как решается вопрос с сибиреязвенным скотомогильником в Ярославской области, в буферной зоне которого находятся жилые кварталы Читайте в рубрике «Титульная страница» Пропаганда пенсионной реформы, или о чем нельзя говоритьКак ведут себя средства массовой информации России в преддверие нового закона? Пропаганда пенсионной реформы, или о чем нельзя говорить

Комментарии

07 августа 2014, 15:29
Да уж. Лицо совсем страдальческое. Возможно хронические эндогенные болезни.
06 августа 2014, 21:18
Стареет Евгений... Выглядит совсем плохо грустный(
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Дискуссии без купюр.
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в обсуждениях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»