«Это памятник одному кораблю»
Капитан дальнего плавания Игорь Тюфтерев. Фото: Наталья Бородина / «Русская планета»

Капитан дальнего плавания Игорь Тюфтерев. Фото: Наталья Бородина / «Русская планета»

Капитан дальнего плавания устроил музей флота в Ярославле в память о подводной лодке «Курск»

Настоящий морской музей с несколькими тематическими экспозициями устроил в своем доме капитан дальнего плавания, преподаватель морского дела, а теперь ярославский пенсионер Игорь Тюфтерев. Сюда приходят его многочисленные знакомые, друзья, студенты колледжа, где он учил будущих моряков. Экскурсию по залам музея в свои 82 года Игорь Иванович провел и для корреспондента «Русской планеты». Но экспонаты, по большому счету, оказались лишь вспомогательными деталями, связующими нитями рассказа об удивительной судьбе моряка, совершившего свое первое плавание в неполных два года.

В поселке Куйбышева на окраине Ярославля стоят частные дома. Дом капитана здесь знают, любой покажет дорогу. Еще бы: хозяин знаменит не только музеем, но и отличным медом из собственных ульев, а также неизменной привычкой зимой обтираться снегом и нырять в прорубь. Сейчас старший Тюфтерев живет здесь вдвоем с сыном Владимиром, переехавшим к отцу из Мурманска. Игорь Иванович поджидает гостей у ворот при полном параде: начищенные ботинки, отутюженные брюки, сорочка, галстук.

В музее. Фото: Наталья Бородина

В музее. Фото: Наталья Бородина / «Русская планета»

— Я в плавание в первый раз в жизни отправился практически в ковчеге, — рассказывает он. — Перед тем как родную Мологу в 1935 году под воду отправили, мой отец Иван Васильевич разобрал по бревнам дом и скотный двор, перевез бревна к реке, сделал плот, погрузил на него пожитки, жену, четверых детей, всю нашу скотину, и мы двинулись по воде на новое место жительства. Через две недели прибыли, за лето отец плот снова в дом превратил, стали мы колхозниками в деревне Коромыслово на речке Печегде. Потом школа в Константиновском, война… В 1952 году я поступил в Ленинграде в Высшее арктическое морское училище имени адмирала Макарова и с тех пор до самой пенсии по морям и океанам ходил.

Мы проходим в музей — это отдельный домик, деревянный, справный. Экспозиция составлена с любовью и знанием дела: коллекция крюков, гарпуны и ружья для подводной охоты. Хозяин рассказывает о технике ловли тропических акул. Во времена службы на плавучих рыбзаводах «Анатолий Халин» и «Мария Поливанова» Игорь Тюфтерев собственноручно поймал немало морских хищниц.

— Акул мы ловили небольших, килограммов на шесть, — рассказывает наш гид. — Много их было в водах Атлантического океана вблизи Кейптауна. На судне вся рыба сразу шла в цех, 120 женщин занимались обработкой улова, консервацией. Так что у нас были своеобразные корабли: на каждого моряка — по три дамы! Акул мы, кстати, на экспорт отправляли, в основном в Италию. Уже там из них итальянцы рыбную муку делали.

В основном помещении музея — целая панорама географии морской службы капитана Тюфтерева. Здесь и Африка, и обе Америки, и Евразия, и Австралия — и отовсюду интересные экспонаты. И с каждым подарком, сувениром, морским трофеем, книгой, картиной, топографической картой, фотографией связана своя история.

Экспонат музея

Экспонат музея. Фото: Наталья Бородина / «Русская планета»

Мы разглядываем огромный штурвал — откуда? И как вообще возможно такую махину человеку повернуть в открытом море? Оказывается, штурвал служил наглядным пособием в ярославском училище № 21, где капитан Тюфтерев два десятка лет учил пацанов морскому делу. А еще раньше, в восьмидесятых, преподавал морскую науку иностранным студентам в Херсоне.

— Штурвалы и сейчас на некоторых судах имеются, это еще небольшой, есть гораздо крупнее, — поясняет капитан. — Автоматика автоматикой, но в критических ситуациях порой приходится переходить на ручное управление.

У него много материалов, посвященных затонувшей в 2000 году подводной лодке «Курск».

— Я хочу главное сказать, — тщательно подбирая слова, говорит капитан Тюфтерев. — Этот музей — не просто коллекция морских достопримечательностей и памятник моему самолюбованию. Это памятник одному кораблю, точнее подводной лодке «Курск», которая затонула вместе с экипажем. Так получилось, что сегодня о «Курске» практически не вспоминают. Я хочу объяснить, почему лично для меня так важно сохранить память об этом. В 1976 году я служил капитаном на судне «Белозерсклес», получил задание доставить большой груз угля на военную базу в Гремихе. Подходя к базе, мы получили разрешение на вход по линии глубоководного фарватера. Но только по счастливой случайности наш «Белозерсклес» длиной 124 метра избежал столкновения с атомной подлодкой! Благодаря ясной погоде я заметил перископ, и рулевой выполнил полный разворот нашего судна, пропустил маленькую подлодку. Так ошибка диспетчера в 1976 году чуть не привела к катастрофе. И я уверен, что «Курск» затонул и команда погибла именно из-за преступной халатности военных и гражданских чиновников.

Трагедия «Курска» едва не убила и самого капитана Тюфтерева. Увидев во сне с необычайной ясностью, как погибает подлодка, Игорь Иванович проснулся с мучительной болью в груди, отнявшейся рукой и речью. Лечение и восстановление были долгими и упорными. Лишенный возможности говорить, Тюфтерев сел за воспоминания. Напечатанные одним работающим пальцем, мемуары капитана сегодня изданы в виде двухтомника под названием «Море было моей судьбой».

Экспонат музея

Экспонат музея. Фото: Наталья Бородина

Постепенно, благодаря упорству, лечению, воле к жизни все восстановилось: и речь, и движения. Каждый день Игоря Ивановича Тюфтерева заполнен: сад и огород, пчелы, встреча гостей, учеников, экскурсии по музею для желающих, благоустройство — летом поставили с сыном новую баню, устроили бассейн для разведения карасей. Зимой — снежные ванны, лыжные прогулки, купание в проруби.

— Морская душа такой до конца земной жизни остается, — вздыхает Игорь Тюфтерев. — Я прекрасно понимаю, что мой музей в память «Курска» — маленькая капля в море. Но, если благодаря ему молодые люди узнают о героической подводной лодке, о ее экипаже, значит, все было затеяно не зря.

«Не будет лишних страданий» Далее в рубрике «Не будет лишних страданий»Обвиняемый по делу о гибели хоккейной команды «Локомотив» в авиакатастрофе Вадим Тимофеев признан виновным, осужден на 5 лет и амнистирован Читайте в рубрике «Титульная страница» Половина россиян потеряет рабочие места до 2020 годаСтоит ли грустить по поводу повышения пенсионного возраста, если работу каждый второй потеряет уже завтра? До чего дошёл прогресс? Разбирался корреспондент РП Половина россиян потеряет рабочие места до 2020 года

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Не пропустите лучшие материалы!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»