Иконы с подтверждением
Фото: Светлана Парсегова

Фото: Светлана Парсегова

Чем творения ярославской иконописной мастерской «София» отличаются от большинства других

Ярославская иконописная школа, зародившаяся в XIII веке — одна из самых знаменитых в мире. Но традиции ярославской иконописи с ее необыкновенной композиционной информационной насыщенностью минувший ХХ век искоренил практически дотла. Однако в 1989 году ярославский антиквар и реставратор Андрей Шумихин организовал первое в городе творческое объединение художников и реставраторов, поставив перед каждым мастером главную цель: начать писать иконы, возрождая ярославскую школу, учиться создавать принципиально новые образы для моления, не копируя ранее известные. Сегодня, спустя четверть века, работы художников мастерской «София» знамениты на весь мир, в том числе своей оригинальностью, собственным уникальным стилем современной иконописи.

– Я сразу сказал художникам, когда мы начали работать вместе: не нужно ничего и никого копировать! — рассказывает «Русской Планете» Андрей Шумихин. — Все равно ни один современник не повторит того уровня мастерства и таланта, которыми дышат подлинные византийские иконы, сокровища кисти Андрея Рублева, Феофана Грека или Дионисия. Мы, несколько художников, начали создавать свой, современный ярославский иконописный стиль, который должен стать узнаваемым  через несколько веков. И основой такого стиля стали не только огромный труд каждого живописца, но и большая музейная, архивная, исследовательская работа. Нашим незаменимым помощником стала Лариса Полушкина, научный сотрудник отдела древнерусских памятников Ярославского музея-заповедника. Иконы «Софии» пишут Сергей Гусев, Владимир Майоров, Максим Поляков, Любовь Малышкина и другие живописцы, благодаря которым «София» по праву считается не ремесленной артелью, а по-настоящему творческой мастерской.

Свой собственный стиль иконописи в работах художников мастерской «София» продолжает традицию ярославской иконы как живописной энциклопедии, когда композиция, изображенные события из жития святого становятся кладезем информации для каждого зрителя.

– Житийные иконы — наша особенная любовь, отдельное, специально разработанное направление, — рассказывает Андрей Шумихин. — Настоящая житийная икона — это центральное изображение святого или Богородицы, окруженное отдельными сюжетами — клеймами, в которых написаны различные события из его или ее жизни. Каждое клеймо, каждый сюжет обязательно подтвержден множеством источников, как церковных, так и архивных, исторических! Мы перероем все архивы, и пишем каждый сюжет — клеймо, если полностью уверены в его достоверности. Например, мастер «Софии» написал самую первую житийную икону святой блаженной Матроны Московской, ее до сих пор печатает типография в Софрино. На иконе 16 клейм, и за достоверность каждого я лично ручаюсь. А та житийная икона, где на одном из клейм изображена встреча Матронушки с Иосифом Сталиным — конечно, не наша. Эта встреча — неподтвержденный факт, за достоверность которого никто не поручится, мы такое никогда не напишем.

Кстати, клейма на иконах мастерской «София» не обязательно расположены в квадратах строго по периметру. Например, житие святого Илии Муромца представлено в клеймах, каждое из которых — искусно написанный русский терем.

Работы мастеров «Софии» — не только живописная агиография, но и настоящий учебник истории, прежде всего истории русской земли и русских святых, особенно святых воинов, благоверных князей. События и чудеса из жизни Олега Брянского, Игоря Черниговского, Романа Угличского, Ярослава Мудрого, Александра Невского, Феодора Ушакова изображены во всей полноте и разнообразии, преимущественно в единственном, уникальном экземпляре. Так, и святой праведный воин, адмирал Феодор Ушаков, и основатель Ярославля князь Ярослав Мудрый  впервые получили свою иконографию во многом благодаря ярославским живописцам. Подобная участь и у икон, посвященных святым царственным страстотерпцам, семье императора Николая II.

– Наше новаторство в иконографии, например, изображение государя — мученика Николая II на белом коне, или блаженной Матроны в окружении ромашек и васильков, часто вызывает вопросы у священнослужителей, — рассказывает Андрей Шумихин. — Мол, святой на коне — это уже не икона, «неканонично». Но если изучать проблему канона в иконописи глубоко, как это делают, например, диакон Александр Мусин или авторитетный искусствовед Ирина Бусева — Давыдова, то становится понятно, что иконописец гораздо более свободен в своем труде и вдохновении, чем почему-то принято считать. К счастью, мы находим понимание и поддержку у многих служителей современной Русской Православной Церкви, в том числе у Патриарха Кирилла, который очень хорошо разбирается в иконографии и религиозной живописи. Благодарность ярославским иконописцам он выразил еще в бытность митрополитом Смоленским и Калининградским. Сегодня наш главный выставочный зал находится в Москве, при храме Петра и Павла в Лефортово, также мы тесно общаемся с преподавателями и художниками иконописной мастерской Троице-Сергиевой Лавры.

Еще одна особенность икон ярославской «Софии» — уникальный орнамент для каждой работы. Например, ярославские иконописцы используют технику «сухая игла», когда затейливый узор процарапывается сквозь краску на сусальном золоте. Интересно, что и в композициях, и в житийных сюжетах часто изображается снег, зимние пейзажи — как, например, в иконах святых Василия Блаженного, Сергия Радонежского или Николая Чудотворца. Это тоже новаторство «Софии». И все-таки за каждым новаторством, как считает основатель мастерской, должна стоять вера, от которой отталкивается любой творческий полет художника.

– Икона — это не красивая, занимательная картина, а образ для моления, причем для моления современного человека, живущего в очень насыщенном информационном поле, искушенного, избалованного, — подчеркивает Андрей Шумихин. — И фантазия художника может быть основана только на реальных фактах! Например, я давно вынашиваю идею создания иконы, посвященной Сталинградской битве. Но не могу найти документального подтверждения одного события, о котором многие слышали и считают реальностью. Того момента, когда лейтенанту Павлову, оборонявшему знаменитый «дом Павлова», явилась Богородица. И пока не найдено такое подтверждение — иконы нет…

«Мы будем гордиться тобой, Гриня» Далее в рубрике «Мы будем гордиться тобой, Гриня»«Русская планета» вместе с музейщиками выясняла, как ярославцы берегут память о героях Первой мировой войны Читайте в рубрике «Титульная страница» «Главред уединялся с девочками и мальчиками»Журналист Мария Купрашевич о содомии в «Новой газете» «Главред уединялся с девочками и мальчиками»

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте статьи экспертов
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»