Недетское кино
Фото: Елена Серова / «Русская планета»

Фото: Елена Серова / «Русская планета»

Единственный в России центр анимационного творчества открывает новые таланты

Более 1000 анимационных, игровых, документальных фильмов сняли маленькие «киношники» из Ярославля. Их работы показывают в специальном детском кинотеатре областного центра, на областных и федеральных телеканалах, на фестивалях разного уровня.

В небольшом зале для клубных кинопоказов, который находится всего в одном квартале от регионального Дворца молодежи, каждое воскресение — аншлаг. Сюда приходят маленькие ярославцы вместе с родителями смотреть любительское кино. Обычно — снятое их земляками и ровесниками.

– Да что ты, бабуля! Самые лучшие из этих фильмов — про любовь! — важно объясняет своей возрастной соседке перед началом очередного сеанса кареглазая девчушка лет восьми. — Помнишь, мы смотрели лирическую картину «О чем молчит морковь»? Там сложился классический любовный треугольник — заяц, зайчиха и морковка. Я тогда вся испереживалась!

Об этом проекте «Русской планете» рассказал президент киношколы «Ярославский медвежонок», учрежденной девять лет назад по инициативе центра анимационного творчества «Перспектива», Владимир Ищук.

– Ярославская область уникальна с точки зрения развития детского кино, — поясняет Владимир Васильевич. — В большинстве регионов страны почитают за счастье иметь одну детско-юношескую студию, воспитавшую десяток-два молодых талантов. А у нас занимается три с половиной тысячи ребят в возрасте от четырех до двадцати пяти лет. Мы участвуем в кинофестивалях и организуем их сами. Ни одно масштабное событие в сфере детского и молодежного кино не остается вне нашего внимания. На традиционные сессии киношколы приезжают юные кинематографисты из разных регионов России и из-за рубежа.

Фото: Елена Серова /  «Русская планета»

Ярославцы шутят, что детская киноиндустрия в регионе достигла почти голливудского размаха — неофиты самого массового из искусств сняли более 1 000 фильмов — игровых, документальных, анимационных. Более сорока педагогов учат маленьких служителей десятой музы делать кино. При этом в своем творчестве ребята совершенно самостоятельны.

– Одни сами рождают идею, работают над сценарием и раскадровкой, создают узнаваемые образы своих героев, шьют им костюмы. Другие объединяются в команды, где кто-то придумывает сюжетные линии, сочиняет диалоги, кто-то рисует, изготавливает куклы, снимает и монтирует отснятый материал. Так порой рождаются маленькие шедевры, — уточняет руководитель киношколы.

Например, снятый к 70-летию Победы старшеклассницей Елизаветой Лященко анимационный фильм «Маленькие истории Большой блокады» о военных буднях Ленинградского зоопарка, недавно получил главный приз фестиваля детского телевидения «Включайся!», который проводит Национальная Ассоциация Телерадиовещателей при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Рассказанная с документальной правдивостью от лица бегемотихи Красавицы история о том, как обессилевшие, умирающие от голода жители взятого в кольцо блокады мегаполиса боролись за жизнь животных, отказывая в еде себе, чтобы накормить их, ежедневно привозили с Невы на санках по сорок литров воды, потрясла и профессиональное жюри, и юных зрителей. Эта картина скоро будет показана по Центральному телевидению — на канале «Карусель». Такой же чести удостоится и еще один фильм воспитанников киношколы «Ярославский медвежонок» — «Ноев ковчег», снятый Павлом Бодриным и Светланой Тибаевой в рамках российско-немецко-польского совместного проекта. Причем оборудование начинающим ярославским кинематографистам предоставила немецкая сторона, а съемки проходили в Дрездене.

– Кинематографический язык богат, и техник воплощения творческого замысла много. Своих героев ребята могут нарисовать, сделать аппликацию, вылепить из пластика, пластилина, изготовить из природных и сыпучих материалов. К примеру, порошкового кофе, соли, сахарного песка. Даже обыкновенную шариковую ручку можно «оживить» —приделать ей ручки-ножки, подвигать ими, а главное, отразить характер. Тем, у кого опыта маловато, всегда дадут дельный совет старшие товарищи, — вводит в курс дела мой собеседник.

По мнению, Владимира Ищука, одаренных ребятишек на Ярославской земле — как звезд на небе.

– Например, Саша Тананов пришел к нам шестилетним дошкольником и сразу обратил на себя внимание, — вспоминает он. — У него проявились задатки аниматора, но он видел себя только фотохудожником. С фотоаппаратом не расставался. Я, бывало, подтрунивал над ним: «Саша, ты, наверное, и ночью со своим оборудованием не расстаешься?» Он хохотал и отвечал в том же тоне: «Ага, под подушку его кладу». Зато в поездках на фестивали он едва не доводил сопровождающих взрослых до сердечного приступа. Ведут они группу детей на экскурсию, оглянутся — нет Саши. Пропал. Похолодев от страха, кинутся его искать. Обнаруживали мальчика в самых неожиданных местах. Стоит он, онемев от восхищения, перед какой-нибудь статуей, архитектурным памятником или даже просто деревом, на первый взгляд, самым обыкновенным. Спросят его: «Ну, что ты в нем нашел?» А он поднимет на воспитателя распахнутые от восторга глаза и отвечает заворожено: «Вы только посмотрите, какие здесь блики и светотени!» После этого не знаешь, смеяться или плакать.

Сначала ребенок снимал простой мыльницей (и как снимал — лучше иного взрослого). Позднее ему купили камеру покруче. И наконец родители подарили профессиональный объектив. Владимир Васильевич лично ездил в столицу помочь своему ученику сделать правильный выбор.

А потом Саша поступил во ВГИК, и, будучи его студентом, снял фильм «Дорога на» (режиссер Таисия Игуменцева), завоевавший главный приз конкурса студенческих работ Cinefondation Каннского кинофестиваля. Победа в Каннах, вожделенная для кинематографистов всего мира Золотая пальмовая ветвь — это дорогого стоит. Правда, в детском кинозале на традиционных воскресных показах титулованную ленту не показали из-за обилия нецензурной лексики. Интересно, конечно, поразмышлять, почему воспитанные на классических российских образцах молодые кинематографисты так падки на матерщину, но это уже другая тема. К слову, следующий снятый Александром совместно с Таисией Игуменцевой фильм «Отдать концы» стал участником официальной программы следующего Каннского кинофестиваля.

Фото: Елена Серова / «Русская планета»

Выпускник киношколы Андрей Кузнецов, под впечатлением от террористических атак придумавший сказку про добрую бомбочку, которая не хотела взрываться, сейчас учится в колледже в Канаде по специальности «мультимедиа».

– Просто поразительно упорство детей раскрыть то, что заложено в них природой, —утверждает педагог. — Например, папа нашего ученика Димы Ракова — доктор медицинских наук, профессор — видел сына продолжателем семейной династии. Мальчика определили в престижную школу с биологическим уклоном, где он должен был посещать массу внеурочных курсов для подготовки к поступлению в медицинский вуз. А он тайком с этих курсов сбегал, чтобы отдаваться творчеству. Накануне сдачи выпускных экзаменов это открылось, и едва не разразилась «гроза». Правда, потом родители остыли, проявили житейскую мудрость и предоставили сыну идти своим путем. Блестяще окончив ВГИК, он в качестве кинооператора снял уже немало ярких документальных и художественных фильмов — «Война, которой не было», «Вооруженное сопротивление», «Чучело-2», «Большой Ренессанс онлайн» и другие.

И это не удивительно, ведь те, кто побывал хотя бы на двух-трех сессиях киношколы, становятся почти что профессионалами. Многие мало того, что сами ленту снимут от «а» до «я», но даже ее озвучат и напишут к ней саундтрек.

– Мы уже много песен для фильмов написали, — гордится Владимир Ищук. — Сегодня их детям явно не хватает. Я имею в виду сюжетные, киношные.

На стихи старшеклассницы, победившей в районном литературном конкурсе, он сам написал музыку. Другую создал в соавторстве с юным автором фильма про то, как важно научиться побеждать свой страх.

– Почему, вы думаете, сегодня в такой моде ужастики? — вопрошает президент киношколы. И сам отвечает: — Потому что мир турбулентен, грозит погрузиться в хаос, меняется со стремительной скоростью. Отсюда в людях растерянность, неуверенность в себе, на которой играют создатели картин в жанре хоррор. У нас в школе четыре года назад тоже организовалась группа ребят, которые стали снимать ужастики в жанре игрового кино — они в образе мертвых вылезали из-под земли, всю съемочную площадку залили кетчупом. Приезжавшие на фестивали кинокритики детского кино их ругали, но упрямцы лишь ожесточались, уходили в себя. И мы приняли решение не действовать методом запретов, а ввести в программу ярославского кинофестиваля семейного и молодежного кино новую номинацию для ужастиков, чтобы показать — на эти темы можно говорить умно, мастерски. Сейчас у нас нет отбоя от желающих участвовать в конкурсной программе, и многие представленные работы высоко оценивает конкурсное жюри.

Так что, хочется надеяться, путевку в жизнь в ярославской киношколе получают не только будущие бондарчуки, тарковские, но и спилберги российского масштаба.

– Уже более сорока наших воспитанников поступили во ВГИК и другие кинематографические вузы страны. Но помочь в выборе профессии — это все же не главная наша задача, — считает Владимир Ищук. — Главное, чтобы наши ребята стали разборчивыми зрителями с хорошим кинематографическим вкусом, а не поглощали бездумно все, что выдают с экрана. Чтобы они анализировали происходящее и ратовали за то, чтобы засилье низкопробной зарубежной кинопродукции поскорее закончилось. Это наш вклад в развитие отечественного кино.

Фото: Елена Серова / «Русская планета»

А что думают об этом сами юные кинематографисты?

– Думаю, российских фильмов станут снимать больше, и они станут интереснее, — высказывает свое мнение автор пусть коротких, но зато самостоятельно сделанных мультиков, один из которых был показал на фестивале «Горошина» Паша Воскресенский, воспитанник творческой мастерской педагога Анастасии Яновской. — Сейчас мои соотечественники по примеру западных коллег увлеклись телесериалами, но рано или поздно мода на это пройдет. Меня даже не возмущает, что после просмотра многих неординарных картин, среди которых «Левиафан» Андрея Звягинцева, возникает ощущение тупика. Тупик не означает безысходность. Просто общество дошло по определенному пути  до какой-то точки в пространстве, и дальше не может следовать этим курсом. Ему нужно что-то изменить. Может быть, построить лестницу масштабов Вавилонской башни. А может быть, взлететь. Сейчас, по-моему, как раз такой период, когда аналитики сравнивают — что нам взять с запада, что с востока, а что добавить свое. Поэтому так часты обращения к истории своего народа в стремлении найти в ней подсказку. Тут главное, не мудрствовать лукаво. Что касается детского и молодежного кино, то его в прокате катастрофически не хватает. Наверное, поэтому и в повседневной жизни нам не хватает романтики, чуда, волшебства, веселья (не путайте его с развлекухой). Не хватает, наверное, и доброты… Но с другой стороны, а мы то на что?!  

Читайте в рубрике «Титульная страница» Половина россиян потеряет рабочие места до 2020 годаСтоит ли грустить по поводу повышения пенсионного возраста, если работу каждый второй потеряет уже завтра? До чего дошёл прогресс? Разбирался корреспондент РП Половина россиян потеряет рабочие места до 2020 года

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте статьи экспертов
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»