«Нужно не им о Боге говорить, а Богу о них»
Фото: Наталья Бородина

Фото: Наталья Бородина

Корреспондент «Русской планеты» узнавала, кто и зачем отдает детей в православную гимназию в Ярославле

Великий пост, утро среды. Исторический центр Ярославля, подворье Казанского женского монастыря, небольшой старинный особняк с домовым храмом Сретенья Господня. Утренняя молитва в Ярославской Губернской гимназии имени святителя Игнатия Брянчанинова — как зеркало для гимназистов. Кто-то искренне настраивается на новый день, старается слушать отца Игоря. Кто-то скучает, с нетерпением ждет окончания правила. Кто-то просто не проснулся, ему не то что до молитвы — до реальности пока еще дела нет. Все дети — в единой гимназической форме: мальчики в кителях, девочки в сарафанах с пелеринами, в батистовых платочках (по выходу из храма платочки кладут в ранцы).

После молитвы двести с лишним учеников более-менее чинно (уж больно круты старинные лестницы), но резво растекаются по классам, а мы заходим в крохотный кабинет директора — поговорить о трудностях христианского воспитания с директором гимназии Маргаритой Белосельской и духовником, протоиереем и многодетным отцом Игорем Клоковым.

– У нас в этом году опять конкурс на места в первые классы. Всех желающих взять не можем, даже с учетом платного обучения, — рассказывает Маргарита Владимировна. — Да, большинство родителей — люди воцерковленные, понимающие, что образ жизни семьи не должен расходиться с тем, что декларирует православная гимназия. Не скажу, что у таких учеников не возникает проблем в обучении и воспитании. Но если есть взаимопонимание с родителями, то проблемы удается решать, направляем отроков в нужное русло.

Сложнее, когда семья невоцерковленная. В гимназию приходят родители, иногда искренне говорят: возьмите моего, нас он уже не слушается. Мы сами, говорят, в храм не ходим, но пусть он у вас учится, ему полезно: у вас дети матом не ругаются, не курят и «Ягу» не пьют.

– Все так, но у ребенка из нецерковной семьи рано или поздно неизбежно возникает внутренний конфликт, — говорит директор. — Он вынужден жить в условиях двойной морали, и это негативно проявляется в его поведении, учебе, отношении к одноклассникам и учителям. Вы знаете, какая это боль для меня лично, когда с ребенком приходится расставаться, несмотря на все наши усилия! И какая радость, когда семья начинает воцерковляться вместе с ребенком, поступившим в гимназию! Мы не устаем напоминать родителям, что основная цель образовательного процесса православной гимназии — все-таки духовно-нравственное воспитание личности, и только на втором месте обучение наукам.

– В подростковом возрасте ребенка невозможно перевоспитать, ему можно только помочь, — поясняет отец Игорь. — Здесь главная задача — сохранить доверие, не утратить его в отношениях с нашими детьми. Как говорил известный греческий богослов, когда дети вырастают, нужно не им о Боге говорить, а Богу о них.

Маргарита Белосельская — директор гимназии с 2004 года. Глядя на нее, сразу понимаешь — вот она, настоящая дама-директор классической русской гимназии на все времена. Общий стаж работы в должности директора школы у Маргариты Владимировны составляет 35 лет. Кстати, насчет того, что обучение в гимназии стоит на втором месте после воспитания, директор явно скромничает. Уровень образования здесь достаточно высокий, выпускники успешно сдают ЕГЭ, поступают в лучшие вузы города и столицы, становятся преподавателями, священниками, врачами, учеными — здесь, что называется, не придерешься. Но воспитание, тем не менее, в приоритете.

– Когда мы с мужем провожали сына в первый класс обычной школы, то руководствовались распространенным принципом: не отгораживаться от мира, не помещать ребенка «под колпак» — пусть учится жить среди обычных, нецерковных людей, – рассказывает Ольга Русскина, мама пятиклассника Ярослава. — Но мы не учли важный момент: в подростковом периоде у мальчиков начинает проявляться стадное чувство, когда они копируют далеко не самые лучшие образцы поведения. Пробовали посоветоваться с учителями, а они говорят: мол, воспитывайте своих детей сами, наша задача — учить наукам. Поэтому сын в четвертом классе перешел в православную гимназию, которая полностью оправдала наши ожидания, в частности, в плане воспитания. Ярослав подружился с одноклассниками и чувствует себя абсолютно в своей тарелке. Так что я ошибалась, когда думала, что нужно избегать «стеклянного колпака». Чтобы вырасти адекватным человеком, ребенок должен общаться с адекватными людьми.

Общение с адекватными людьми начинается с первого класса, куда так стремятся попасть ярославские семьи. Олеся Котова, учительница в 1«Б», тоже начинала как мама первоклашек. А потом дети подросли, мама четверых детей тоже подросла и пришла в гимназию уже в качестве учительницы.

– Когда старший сын пошел в гимназию, мы были в начале пути семейного воцерковления, да и сейчас, спустя шесть лет, остаемся неофитами, — размышляет Олеся Котова. — Но самое главное, пожалуй, то, что иной формы образования для своих детей я не вижу — только православная гимназия. И для моих учеников здесь существуют абсолютно бесспорные авторитеты, примеры святых небесных сил. Это многое значит!

Среди преподавателей гимназии немало мужчин: молодых и не очень. История России и мировая история, обществознание, физика и физкультура, ОБЖ, информатика, церковно-славянский язык, основы православной веры — все эти предметы гимназистам преподают мужчины. Еще один плод мужской педагогики — гордость гимназии видеостудия «Детектив», где ученики создают фильмы — призеры международных фестивалей. «Детектив», куда гимназисты стремятся попасть уже с первого класса — детище Олега Свободина.

Мы пробираемся на урок Сергея Ярыгина, преподавателя информатики, церковно-славянского языка и основ православной веры, многодетного отца и энтузиаста. Восьмой класс в составе одиннадцати отроков и отроковиц рассуждает о чудесах, сотворенных Господом в период его земной жизни. Гимназисты выдвигают свои версии, отвечая на вопрос Сергея Александровича: «Что такое чудо?».

Впрочем, воспитывают здесь не только детские души.

– Я когда пришел сюда работать пять лет назад, поставил себе задачу: физически подтянуть этих возвышенных, хлипковатых юношей, — рассказывает преподаватель физкультуры Сергей Дрягин. — Сила духа — оно, конечно, хорошо, но если тебя ветром шатает, как ты будешь Родину, женщину, ребенка своего защищать? То-то. И мы с бывшим духовником гимназии, отцом Алексием Кульбергом, серьезно за дело взялись: благодаря его усилиям и помощи благотворителей оборудовали спортивный зал, потом во дворе крытую площадку устроили, там парни сейчас в хоккей играть учатся. А самое главное, с помощью наших благотворителей организовали летний палаточный лагерь для юношей–гимназистов. Берем туда начиная с пятого класса, но к нам и третьеклассники просятся — тоже берем, парни мужают, закаляются, все на пользу идет.

В летнем палаточном лагере из удобств только холодная вода в рукомойнике, зато строевой, огневой, тактической и горной подготовки вдоволь. Из развлечений — футбол, плавание, ночной дозор, вечерний костер с гитарой и встречи с ветеранами боевых действий. И никаких родительских визитов и мобильных телефонов.

– Моим самым ярким впечатлением после первого возвращения десятилетнего сына из лагеря была его просьба дать в следующий раз с собой вязаную шапку, — смеется Валерий Тамаров, дед пятиклассника Никиты. —  Зачем, говорю, тебе вязаная шапка в июне? А он в ответ: ты не знаешь, как ночью в караулке уши мерзнут! Так что на следующее лето поехал с шапкой.

Как образовательное учреждение, получившее государственную аккредитацию, гимназия существует под опекой и при поддержки власти.

– Сегодня в Ярославской области успешно работают несколько православных школ и гимназий: в Ярославле, Тутаеве, Ростове, Переславле, Рыбинске, и мы всячески поддерживаем их, обеспечиваем финансированием по государственному образовательному стандарту, — рассказывает заместитель директора департамента образования Ярославской области Светлана Астафьева. — Такие негосударственные образовательные учреждения предоставляют родителям, семьям с определенным мировоззрением не просто услугу качественного образования для учеников, но и формирования у детей той же самой системы ценностей. И это, пожалуй, самое главное, ради чего такие школы и гимназии открываются.

«Кусок от бомбы он считает экспонатом» Далее в рубрике «Кусок от бомбы он считает экспонатом»Ростовский музей оружия остался без помещения Читайте в рубрике «Титульная страница» «Главред уединялся с девочками и мальчиками»Журналист Мария Купрашевич о содомии в «Новой газете» «Главред уединялся с девочками и мальчиками»

Комментарии

21 мая 2014, 18:28
Большое спасибо за статью. Просто, интересно, разные точки зрения, искренние лица на фото. Есть прекрасный ответ на волнующий многих вопрос - не будет ли ребенок "под колпаком". Радостно, что такие школы есть, что в них конкурс. После статьи остается только одна горькая мысль- как жаль, что таких школ у нас мало. На мой взгляд, расширение и увеличение количества таких школ -это один из лучших путей справиться с крахом духовности в нашей стране.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
История, политика и наука с её дронами-убийцами
Читайте ежедневные материалы на гуманитарные темы. Подпишитесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»