Связующее звено
Фото: из личного архива

Фото: из личного архива

Как лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России–2015» Анна Шелия борется за то, чтобы дети с инвалидностью учились в обычных школах

Анна Шелия – продолжатель учительской династии в третьем поколении. Своим педагогическим кредо она выбрала инклюзию в образовании, утверждая идею о равенстве возможностей для детей обычных и имеющих особенности в развитии. Своим проектом «Хотим быть вместе» она помогает детям-инвалидам проявить свои способности: одним открывает дорогу на сцену, другим в мир спорта, третьим в профессию.

– Проблемы ребят, имеющих особенности в развитии, я приняла близко к сердцу, приступив в 2011 году к работе в школе для глухих и слабослышащих детей. До сих пор помню свое первое впечатление от этого учреждения: как будто попала в гетто, — рассказывает Анна Шелия.

По словам Анны, в школе-интернате никого не третировали. Но это был закрытый мир. Ребят старались максимально изолировать от внешней среды — из лучших побуждений, объясняя это заботой о них, желанием защитить от превратностей жизни. Но Шелия считает, что если ребенка не научить взаимодействовать с окружающими, общаться, находить друзей, во взрослой жизни его уделом может стать одиночество.

– Сумеет ли уподобившийся чеховскому герою «человек в футляре» установить добрые  отношения  с соседями, коллегами, знакомыми, партнерские — с единомышленниками? Тогда я решила, что необходимо убрать лишние барьеры, помочь ребятам подружиться, — говорит Анна.

Она загорелась идеей совместного существования очень разных людей с равными правами и возможностями в одном обществе и начала искать пути ее осуществления. Так возник проект «Хотим быть вместе».

– Он направлен на поддержку людей с инвалидностью, прежде всего детей, молодежи. Его цель — интеграция, инклюзия в обществе и прежде всего в образовании, поскольку именно в этой сфере я работаю.

Помня, что в каждом человеке заложено творческое начало, Анна и ее сподвижники начали с постановки любительского спектакля, роли в котором они распределили примерно поровну между ребятами здоровыми и теми, у кого есть особенности в развитии. Основу самодеятельной труппы составили старшеклассники школы-интерната для слабослышащих и школы № 37 Ярославля с углубленным изучением английского языка. Образ одной из героинь пьесы воплотила девушка-колясочница. А главную роль сыграл Никита Потехин с нарушениями слуха.

– С Никитой Потехиным нам очень повезло. У него открылся настоящий талант. Такой, что его заметили педагоги театрального института и пригласили парня участвовать в музыкально-поэтическом вечере, который готовили третьекурсники этого вуза. Никита читал стихи на жестовом языке, а студенты его озвучивали. Получилось очень необычно, ярко, проникновенно. Основа нашего проекта в том, что мы не ставим особенных ребят в некомфортные для них условия, когда им пришлось бы делать то, в чем им трудно преуспеть. Мы помогаем им проявить и развить способности, которые в них заложены. Например, учим самовыражению через пластические импровизации. Мы ничего им не навязываем, — рассказывает Анна.

Навыки, полученные в ходе работы в проекте, помогли самодеятельному артисту выбрать профессию. Он связал свою жизнь с искусством. А окрыленная успехом его наставница предложила школьникам поднять планку и попробовать себя в технике «форум-театр».

– Это необычное сценическое действо, призванное побудить аудиторию к поиску решения острых социальных проблем. В первую очередь мы будем затрагивать проблемы людей с инвалидностью. Планируем обязательно приглашать к разговору ребят с ДЦП, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, функциональными ограничениями, — раскрывает свои планы Анна Шелия.

Такие ребята есть и среди подопечных проекта «Хотим быть вместе». Они вместе ходят в театры, на концерты, отправляются на экскурсии, причем здоровые помогают тем, кто сам не способен передвигаться. Во время одной из таких коллективных встреч Наташа Завиткова, у которой тяжелая форма ДЦП, призналась, что мечтает снова заниматься иппотерапией. Пока был жив ее отец, он возил дочку к лошадям. Но после его гибели в автокатастрофе этого удовольствия девушка была лишена.

– Лошади — это и моя страсть. В детстве я занималась конным спортом, и понимаю, как много человеку могут дать эти благородные животные. Подключив благотворительный фонд, мы обеспечили Наташе возможность дважды в неделю посещать конно-спортивный клуб «Кентавр», — говорит Анна.

Результат превзошел все ожидания. В конце прошлого года Наташа в составе паралимпийской команды области участвовала в открытом кубке Москвы имени Данте Хоперии. И победила в своей группе. Это было похоже на чудо, потому что в состязаниях, проходивших в столице, в многофункциональном круглогодичном центре подготовки олимпийского резерва «Планерная» участвовали 120 спортсменов практически со всей России. Готовилась Наташа на одном коне, но он, по молодости слишком ретивый, занервничал и был дисквалифицирован перед началом соревнований. Выручил более опытный скакун, хотя пересесть на него буквально накануне старта оказалось нелегким испытанием для наездницы. Тем не менее, она справилась и вернулась с заслуженной наградой.

– Приятно чувствовать, что лошадь слушается. К тому же занятия иппотерапией оздоравливают, помогают чувствовать себя увереннее, — довольна Наталья.

В последние месяцы все труднее находить средства на благотворительность, отмечает Анна Шелия. Сложная экономическая ситуация дает о себе знать. Педагог активно занимается фандрайзингом, чтобы продолжить начатое.

Работу ее творческой команды уже увидели учащиеся многих школ города. Но это, по мнению инициатора проекта, лишь первый шаг.

– Наша цель — инклюзивное образование, при котором особенные дети учатся в одних школах со здоровыми ровесниками, — отмечает моя собеседница. — Первым это важно, чтобы почувствовать себя включенными в сообщество, вторым — чтобы приобрести новый социальный опыт, научиться сочувствовать, сопереживать, быть более внимательными к ближнему.

Фото: из личного архива

Это приобретает особый смысл в свете того, что уже с сентября 2016 года в нашей стране вводится новый образовательный стандарт инклюзивного образования. Дети с ограниченными возможностями здоровья будут учиться вместе с обычными учащимися. Пока еще функционирующие специализированные школы, которых стало существенно меньше в последние десятилетия, в перспективе прекратят свое существование. Большие надежды возлагаются на коррекционные школы и классы. Как уточнили в департаменте образования Ярославской области, еще в середине нулевых годов в регионе был введен корректировочный коэффициент на обучение детей с ограниченными возможностями. В зависимости от его диагноза школы в порядке подушевого финансирования получали за него в разы больше, чем за остальных. На создание безбарьерной среды выделяются значительные бюджетные средства. К настоящему времени для детей-инвалидов адаптированы более 40 учреждений региональной системы образования. В первую очередь речь идет об оборудовании пандусов, туалетов, установке более широких дверей для колясочников.

В прошлом году со своим проектом Анна стала победителем областного и лауреатом всероссийского конкурса «Учитель года», и в числе 15 лучших педагогов страны встретилась с президентом.

– Инклюзия — это не просто модель интегрированного обучения. Это, если хотите, философия жизни. Сейчас чаще всего говорят об инклюзии в контексте людей с инвалидностью, но это лишь частный ее случай. Проблема в том, что мы живем в разобщенном, разорванном мире, слишком много барьеров нас разделяет. Люди разных конфессий, разных национальностей, разного достатка, разного бытового уклада порой не могут найти точки соприкосновения и переходят к конфронтации. А давайте попробуем сказать: «Мы хотим быть вместе!» — предлагает Анна Шелия.

Для нее это имеет особое значение. Ее дед, Михаил Шелия, родом из столицы Грузии. Во время Великой Отечественной войны он был ранен и лечился в госпитале под Сызранью, где встретил и полюбил юную медсестру Лидию Федоровну, ставшую позднее его супругой. Михаил Михайлович уехал жить на родину своей второй половинки, и вместе с женой до седин работал в сельской школе учителем истории. Их старшая дочь Этери продолжила педагогическую династию родителей и уехала к мужу в Ташкент. Средняя — Элико — и сейчас работает директором школы в Самарской области.

– Распад государства привел к тому, что я никогда не была на исторической Родине моего деда и не поддерживаю контактов с грузинской частью моей семью. Хотелось бы, чтобы это было иначе, — рассуждает Анна.

О сладких булочках и горьком хлебе Далее в рубрике О сладких булочках и горьком хлебеИллюстратор Акунина, Каверина и Хемингуэя мечтает поработать над «Мастером и Маргаритой» и открывает для себя Санкт-Петербург Читайте в рубрике «Титульная страница» «Главред уединялся с девочками и мальчиками»Журналист Мария Купрашевич о содомии в «Новой газете» «Главред уединялся с девочками и мальчиками»

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте статьи экспертов
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»