Тень руководителя
Фото: Светлана Парсегова

Фото: Светлана Парсегова

Как ярославские психологи учили руководителей крупных промпредприятий

Чем помогают ярославским промышленным предприятиям психологи? Об этом рассказал профессор факультета психологии ЯрГУ им П.Г. Демидова, автор теории практического мышления Юрий Корнилов.

Юрий Константинович, сегодня изучение мышления человека — не самая популярная отрасль психологической науки. Почему его все-таки необходимо исследовать, какую практическую пользу это принесло и принесет человечеству?

– Действительно, мышление, особенно практическое мышление — это не так привлекательно и ярко, как, допустим, техники управления массовым сознанием. Изучение практического мышления позволяет понять способы и механизмы решения человеком сложных практических проблем. Польза исследований практического мышления сформулирована уже в задании для психологов, которые приходят на завод или фабрику: это все, что связано с оптимизацией работы руководителей среднего и высшего звена. Мы приходим на завод, исследуем, изучаем, затем анализируем, выдаем рекомендации, которые внедряются, и производственный процесс меняется в соответствии с нашими предложениями. Надеемся, что в лучшую сторону. Хотя, это тоже интересное явление — отсроченные результаты! То, что на виду, на поверхности — явные положительные изменения. Но цепочка последствий, связанных с этими изменениями событий, может быть настолько необычной и удивительной, что оценить ее с точки зрения «плохо-хорошо» очень трудно.

Вы сами приходите на завод, или вас просят провести какие-либо исследования?

– Первая работа специалистов и студентов кафедры общей психологии проводилась по так называемому хоздоговору — была такая форма сотрудничества. Кстати, наш факультет психологии стал первым среди психологических школ СССР, кто перешел на такие отношения с предприятиями. Мы получили заказ от ярославской ткацкой фабрики «Красный Перекоп», той самой, где работала Валентина Терешкова, первая женщина-космонавт. Задание так и звучало: «Оптимизация деятельности руководителей». Мы и начали — студенты, аспиранты, преподаватели — усиленно и с энтузиазмом искать, находить и препарировать мышление у руководителей фабрики, начиная от мастеров в цехах. И обнаружили в итоге такую вещь, вполне очевидную на первый взгляд: оптимизировать работу руководителей нужно начинать не с мышления, а с общения, коммуникативных навыков и умения правильно разговаривать с подчиненными. Для достижения хороших результатов в управлении ткацким производством руководителю просто необходимо досконально знать не только всю технологическую цепочку, но и личность, характер, семейные и жизненные обстоятельства каждого сотрудника, вплоть до того, какое у него сегодня настроение с утра. Трудно запомнить? Для этого есть папки личных дел, а для текущего наблюдения мы предложили создать «Книгу передачи смен», которая используется до сих пор.

И как такой контроль на практике помогает?

– Я сам наблюдал и восхищался, как начальник смены разговаривает с работницей. Ткачиха за смену должна обслуживать четыре станка — это тяжело, ответственно. Но часто бывает, что кто-то заболел, не вышел на работу. Станки простаивать не должны, поэтому их перераспределяют между работающими женщинами. Каждая из ткачих может отказаться взять на себя еще и пятый станок — имеет право! И тут мастер начинает с ней разговаривать «за жизнь»: поинтересуется, как дочка в техникуме учится, купил ли муж мотоцикл, на который копил, да еще добавит: «Счастливая ты, Катерина, хорошая у тебя семья!» Причем делает это достаточно тонко, без явного манипулирования. В итоге женщина добреет, «мягчеет» и соглашается на пятый станок. Получается, что руководитель должен знать даже такие детали, как факт накопления на мотоцикл в отдельно взятой семье подчиненных!

Знать людей досконально — основа успешного управления, кто же спорит. А сам процесс мышления руководителей? Как и где вы его исследовали?

– Работали на Ярославском моторном заводе, на Рыбинском авиазаводе — сейчас это НПО «Сатурн», на Угличском часовом заводе «Чайка». Более десяти лет мы провели на Ярославском радиозаводе, там было удивительное взаимопонимание с директором Владимиром Марголиным. Он нас, психологов, сумел так замотивировать, что мы сменами работали не покладая рук, как заводчане.

Угличский завод «Чайка» сегодня обанкрочен, корпуса закрыты, на ЯМЗ тоже не лучшая ситуация. А Ярославский радиозавод, напротив, работает вполне успешно, и профсоюзная организация у них считается самой сильной и влиятельной в регионе. Наверное, это факт тоже имеет отношение к вашим исследованиям и разработкам?

– Возможно. На радиозаводе мы как раз занимались исследованием мыслительного процесса, практического мышления руководителей. Обнаружили, что стандартными методами — фотографией рабочего дня, опросниками — нашу проблему нельзя увидеть воочию. Поэтому информацию об индивидуальном стиле мышления руководителя собирали буквально по крупицам, становились «тенью» людей, работу и мышление которых мы исследовали. Нас уже не замечали, мы были естественной частью интерьера цеха или кабинета. Узнали многое. Например, стиль одного начальника — тактичный, интеллигентный подход к своим подчиненным. Другой руководитель для решения проблемных ситуаций в цехе привлекает двух-трех наиболее авторитетных рабочих. В цехе, где работают преимущественно женщины, начальником назначен орел-мужчина, двухметровый красавец и летчик-отставник, который использует личное обаяние в производственных целях. В итоге собрали уникальный материал о способах решения множества практических задач — проблемных ситуаций, которые складываются в процессе работы предприятия. Мы эти данные систематизировали, оформили в виде лабораторного и тестового материала, и в результате получили множество дополнительных вариантов решения производственных проблем. Эти варианты выдавали в ответ на наш опросник другие испытуемые — руководители ярославских заводов и фабрик. Более того, наши испытуемые, когда мы с ними работали, начинали анализировать свою деятельность, следить за собой и неожиданно обращали внимание на многие ранее не учтенные факторы, которые могут помочь в работе. На основе полученного материала сформировали и внедрили систему обучения руководителей. Дошли даже до такого сложного психологического понятия, как «молчаливое знание» у опытных профессионалов, и нашли некоторые способы частично облекать его в словесную форму, чтобы учить других.

Эта проблема — передача ценного профессионального опыта — актуальна, востребована сегодня на ярославских промышленных предприятиях?

– Да, это востребовано, и наша кафедра вновь получает запросы о проведении подобных исследований. Например, скоро мы начинаем проект исследования о возможностях передачи ценного профессионального опыта сотрудников на одном из ярославских предприятий лакокрасочной промышленности, поскольку люди, долгие годы работающие на производстве, действительно накапливают уникальные знания. Но поколение таких профессионалов постепенно уходит, а новичкам, молодежи у кого учиться? Вот нас и просят помочь осуществить эту задачу.

Юрий Константинович, и все-таки в нашей беседе нельзя обойтись без вопроса об особенностях мышления современных ярославцев. Мы действительно кардинально отличаемся по стилю, образу мышления от поколения наших родителей, например?

– Можно мудро покачать головой и сказать, что люди всегда одинаковы, и ничто не ново. Но я за весь свой полувековой опыт преподавательской, научной работы могу выделить серьезное отличие: современные молодые люди, студенты, если им поручают написать текст, предпочитают не выстраивать его логически, придумывать, пусть даже с использованием готовой информации, а собирать, как конструктор, из готовых отрывков. Все же можно легко найти в интернете — зачем лишний раз заниматься творчеством, если есть готовые схемы, блоки, которые нужно всего лишь собрать вместе? И это, конечно, не способствует творческому развитию личности, развитию мышления. Так сегодня происходит практически во всех сферах человеческой деятельности: каждый человек волен выбрать из множества готовых схем поведения, в изобилии представленных в Интернете, на экране телевизора, вместо того, чтобы самостоятельно изобрести что-то свое. Плохо это или хорошо — судить будущим поколениям, но все-таки уже сегодня родителям нужно учить своих детей думать, анализировать, рассуждать и делать выводы. Иначе на готовых схемах мы можем заехать неизвестно куда.

«Справедливость утверждается руками человека» Далее в рубрике «Справедливость утверждается руками человека»Как живет и работает ярославец Денис Колобов, который обезоружил преступника, напавшего на девушку с ножом Читайте в рубрике «Титульная страница» Половина россиян потеряет рабочие места до 2020 годаСтоит ли грустить по поводу повышения пенсионного возраста, если работу каждый второй потеряет уже завтра? До чего дошёл прогресс? Разбирался корреспондент РП Половина россиян потеряет рабочие места до 2020 года

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
История, политика и наука с её дронами-убийцами
Читайте ежедневные материалы на гуманитарные темы. Подпишитесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»