Небо. Самолет. Денежка
Фото: Елена Серова /

Фото: Елена Серова / "Русская планета"

В Гаврилов-Яме начали делать самолеты, но разрешения на вылет для них стоят слишком дорого

– Эта коняшка еще не объезженная, — руководитель гаврилов-ямского авиамодельного клуба «Агат-полет» и секции сверхлегкой авиации при местном филиале Рыбинского авиационного технического университета Евгений Куликов похлопывает по винту маленького двухместного самолета, пока носящего рабочее название ПС-09. — А вот его предшественник совершил уже много вылетов, показал себя выносливым и неприхотливым. На стартующем скоро у нас в городе фестивале «Ямщицкая песня» покажем их во всей красе.

Дельталет со снегоходным мотором

Самолетостроение в Гаврилов-Яме началось с Евгения Куликова и его авиамодельного кружка.

– Я занимался авиамоделизмом с учениками третьих-пятых классов на базе городского Дворца детского творчества, — говорит Евгений. — Сам мальчишкой грезил о небе, провожал восторженным взглядом поднимавшиеся выше облаков аэропланы, и с кружковцами делился своей мечтой о воздушных путешествиях, о покорении безбрежных голубых просторов, о перелетах из страны в страну, с континента на континент... А дети подрастали, и им хотелось не только запускать управляемые модели, но и самим летать.

Тогда по договоренности с региональным отделением ДОСААФ Куликов организовал для подростков парашютную подготовку на аэродроме в поселке Карачиха под Ярославлем. Они совершили по несколько прыжков и убедили наставника на этом не останавливаться. И он вместе с другом-механиком Вадимом Рубцовым начал строить свой первый летательный аппарат.

Возможно, все ограничилось бы любительской сборкой примитивной летающей этажерки в чьем-нибудь гараже, но Куликова поддержал директор местного машиностроительного завода «Агат» Владимир Корытов. Завод выпускает агрегаты авиационных двигателей и самолетных систем для военных и гражданских самолетов: МиГ-29, Су-27, Ту-160, Ил-86 и других. Идея производить на оборонном предприятии легкомоторную авиатехнику показалась свежей и интересной. Так что собирать дельталет стали квалифицированные авиаспециалисты.

– Мы рисовали чертежи, а они воплощали их в конкретные узлы и детали, опробовали, дорабатывали, улучшали, — вспоминает энтузиаст. — Было предложено немало оригинальных технических решений, которые пока руки не доходят запатентовать. Даже усовершенствованные кресла для пилотов выполнила и обтянула тканью местная парапланеристка.

Первый дельталет собрали за два года. Он похож одновременно на гигантскую механическую стрекозу и на снегоход с крыльями. Между прочим, мотор на нем установлен как раз со снегохода — работающий на обычном автомобильном бензине РМЗ-500 производства рыбинского завода «Русская механика», аналог двухтактного двигателя «Ротакс». Размах крыла 17 метров.

– Взлетный вес нашего дельталета до 500 кг. Крейсерская скорость 100 км/ч, максимальная — 150. Взлетная дистанция всего 100 метров. В экстренных случаях пиропатрон отстреливает парашют для спасения экипажа, — объясняет Куликов.

В марте 2012 года гаврилов-ямские умельцы сделали первый круг над городом. Следующие дельталеты они мастерили как будто «под копирку». А потом начали делать самолеты. Для летных испытаний приспособили ровное поле у деревни Селище, на котором по всем правилам оборудовали взлетно-посадочную полосу. В народе ее сразу же окрестили «Барская» из-за близости к старинной помещичьей усадьбе дворянки Иродовой.

– Наша грунтовая ВПП длиной 600 и шириной 40 метров. Она официально зарегистрирована в Росавиации и отмечена на картах «Аэродромы России». Рядом с ней построен контрольно-диспетчерский пункт для управления воздушным движением. Все это позволяет принимать и отправлять легкие и сверхлегкие воздушные суда, — гордится Евгений Куликов.

Он ведет в ангар показать, как в Гаврилов-Яме изготавливают самолеты. Сегодняшняя модель — уже девятая. Она полностью выполнена в металле — дюралюминиевая, а предыдущие частично были из дерева.

– Самолет начинается с металлической трубы, — указывает на установленную в центре помещения сварную конструкцию. — Первым делом каркас сваривают по шаблону, потом устанавливают основные узлы. При изготовлении крыла важна каждая нервюра, формирующая его профиль, — ведь на него будет воздействовать подъемная сила. Вот эти идущие вдоль размаха крыла балки — лонжероны — добавляют прочности.

Фото: Елена Серова / "Русская планета"

Оказывается, такие типы самолетов бороздили небо в 10–20-е годы прошлого века. Но схлопывание отечественной малой авиации в 90-е отбросило россиян на сто лет назад, и теперь нужно быстрее наверстать упущенное.

Как пояснил начальник опытно-экспериментального отдела развития авиации машиностроительного завода «Агат» Алексей Москвин, практически все детали и узлы самолета ПС-09 — собственного изготовления, за исключением винта, колес, капота, приборов, крепежа и двигателя с редуктором.

Мотор мощностью 170 лошадиных сил пока от «Субару». Но в перспективе, после освоения серийного выпуска авиационных двигателей на самом предприятии, можно будет задействовать их и существенно снизить затраты.

Авиация в поисках крыльев

Тридцать-сорок лет назад из отдаленных районов в областной центр ярославцы гораздо чаще летали, чем ездили на автобусе. А сейчас даже санитарная авиация — без крыльев: так по привычке называют реанимобили медицины катастроф.

– Мы готовы запустить свои летательные аппараты в серию, — заявляет Евгений Куликов. — От заполонивших российский рынок зарубежных аналогов их выгодно отличает цена, сопоставимая с автомобилями: 0,4–1,2 млн рублей.

Московское конструкторское бюро уже предлагает гаврилов-ямцам участвовать в совместной разработке шестиместного самолета. Ведутся переговоры о сборке на ярославской земле сертифицированного итальянского воздушного судна.

Но Куликов считает, что авиаторам должны помогать не только частные спонсоры, но и государство. Сегодня в сотни тысяч рублей обходится получение летной годности, которая так же обязательна для авиационной техники, как техосмотр для автомобильной. Ограниченный ресурс специализированных учебных центров делает получение пилотских «прав» довольно обременительным: далеко и дорого.

Глава администрации Гаврилов-Ямского района Владимир Серебряков оценивает проект развития малой авиации как весьма полезный для своей территории.

– Ознакомление с цехом по изготовлению и сборке маленьких самолетов мы включили в программу своего туристического кластера, — отмечает он. — Думаю, гостям города будет очень интересно побывать на таком производстве. Традиционными для нашей земли становятся авиаслеты и фестивали, на которые прибывают участники из разных концов страны. Все это успешно работает на имидж района. Что же касается постановки новой продукции на конвейер, я двумя руками «за», но поживем — увидим.

«Произошло то, что должно было произойти» Далее в рубрике «Произошло то, что должно было произойти»«Перезагрузка власти» в Ярославле состоялась Читайте в рубрике «Титульная страница» Спецпроект: Семья 3.0 -Демографическая катастрофа или увеличение рождаемостиБудет ли многодетной семья будущего? Спецпроект: Семья 3.0 -Демографическая катастрофа или увеличение рождаемости

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Не пропустите лучшие материалы!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»