Два через два
Фото: Константин Иванов

Фото: Константин Иванов

Корреспондент «Русской планеты» провел один день с обычным ярославским кондуктором

В Ярославле не хватает около 100 кондукторов для работы в трамваях и троллейбусах, поэтому водителям приходится работать за двоих, рассказал «Русской планете» глава ОАО «Яргорэлектротранс» Сергей Щепин.

Ярославцы и правда частенько плетутся через весь салон трамвая или троллейбуса, чтобы заплатить за проезд у водителя. Местные жители неохотно идут работать кондукторами в городской электротранспорт. Корреспондент «Русской планеты» провел день вместе с кондуктором троллейбуса, чтобы выяснить, почему.

– Мы начинаем свою работу в 6 утра, так что не опаздывай, — напутствовала меня накануне вечером Лидия Кондратьева.

Рабочий день кондукторов на маршруте № 8 начинается спозаранок и заканчивается через 12 часов.

– Мы работаем два через два. На других маршрутах кондукторы работают по графику водителя. То есть если нужно выйти в 5 часов утра, то они выходят. Если заканчивает шофер ночью, кондуктор ездит с ним, — рассказала Лидия Кондратьева.

Выходной, раннее утро, пассажиров очень мало.

– Конечно, основной поток — в будни. Раньше много народу ездило на моторный завод, сейчас, я слышала, там идут сокращения, а тем более выходной. Для дачников еще холодновато, хотя бабушки с ведрами уже появляются утром в субботу, — сказала кондуктор.

Первый круг прошел вовсе без пассажиров, а значит — без работы. В какой-то момент мне показалось, что ничего интересного так и не произойдет. Правда, в центре города в салон зашла молодежь, решившая после ночи в клубах не брать такси.

– Этих я вижу постоянно. Глаза стеклянные — видимо, под наркотиками. Ну и пусть едут, они не буйные и за проезд платят, — обыденно прокомментировала кондуктор.

На втором круге людей стало больше, и работа пошла.

– Смотри, никто за проезд не передает — все самой приходится делать, идти сквозь толпу, из-за этого люди ругаются, а мне-то что делать? В маршрутках легче, там почему-то принято передать за проезд, в троллейбусе — нет.

Люди в целом бодро оплачивают проезд, который сейчас в Ярославле стоит 16 рублей. За рейс кондуктору нужно продать 32 билета, льготные — не учитываются.

– Их я могу продать сколько угодно, начальство интересуют только обычные билеты, — посетовала Лидия.

Первого безбилетника ждать пришлось недолго. В троллейбус зашел парень кавказской наружности с наушниками в ушах. Попытки заговорить с ним остались без внимания.

– Ругаться уже нет сил. Я работаю здесь не первый год, поэтому знаю, что криками редко чего добьешься. Ну, бывает, удается выпереть безбилетника из троллейбуса, но редко. Он — здоровый парень, а я обычная женщина. Что я ему сделаю? Раньше и материлась даже, но и пассажиры за словом в карман не полезут. Это самое паршивое в нашей работе. Раньше на линиях работал контроль, который состоял из мужчин, сейчас же контролеров нет вообще, — рассказывает Кондратьева.

По поводу безбилетников вообще нет четких указаний от начальства. Кто-то пытается все же выбить несчастные 16 рублей, кто-то — выставить из троллейбуса, а кто-то игнорирует. Если в салоне произойдет что-то экстраординарное, то водитель может вызвать полицию.

Уважение к кондуктору практически никто не проявляет. Еле слышное спасибо скажут один-два человека за рейс. Когда в троллейбусе появились школьники, довелось услышать слово «попрошайка». Еще люди ругаются, если хотя бы один рубль из сдачи будет выдан монетами по 10 копеек.

– У нас большая текучка, люди не выдерживают, — продолжила рассказ Лидия, — но есть и те, кто работает 15 лет.

Призвание?

– Наверное, безысходность. Какое здесь призвание? Из льгот — только бесплатный проезд в трамваях и троллейбусах.

Зарплата кондукторов — 10–11 тыс. рублей в месяц. Это при условии продажи 32 билетов за рейс. Если меньше — срежут премию. Но в основном план выполняют все. Работают кондукторами в основном женщины от 20 до 70 лет, хотя в других городах России довелось видеть в троллейбусах и мужчин. В областной центр едут люди из Любима, Тутаева и других городов региона. Их после смен отвозят домой, жилья, конечно же, не дают.

– Ну как, устал? — спрашивает меня кондуктор.

Ноги и вправду уже «ватные» — я постоянно перемещался по салону и наблюдал, как работает кондуктор. Кажется, моя 45-летняя «наставница» практически не устала, но для меня обеденный перерыв был настоящим спасением. На конечной остановке есть пункт, где водители и кондукторы могут перекусить. В маленькой комнате микроволновка и холодильник. Еду приносят с собой.

За обедом удалось узнать, что кондукторы почти не берут больничный. Хотя вроде бы простудиться или подхватить чего посерьезнее в троллейбусе — раз плюнуть.

– Одеваться надо теплее, а вообще троллейбусы у нас с отоплением. Да и какой больничный, с нашими-то зарплатами? Те, кто долго работает — уже с иммунитетом. Особенно по отношению к пассажирам. А что? Они нас не любят, почему мы их любить должны? — смеется Лидия.

Однако пассажиров явно недостаточно для выполнения плана.

– Ничего, — не расстраивается Лидия, — не всегда получается в один рейс норму сделать. Сейчас я продала 8 полных билетов. К вечеру будет больше. В будни так вообще с утра продаешь и по 50–60 билетов.

Расскажите самую интересную историю за время вашей работы.

– Около шести лет назад поймала я парнишку-студента. Раньше же проездные были картонные, с блестящей наклейкой. Так вот, этот умник отпечатал проездной на принтере, вырезал со старого наклейку, приклеил ее к проездному и засунул в корочку. Я схватила его за проездной, выдернула, а он убежал в открытую дверь — как раз стояли на остановке. А я чего? Попыталась что-то доказать, ведь даже на проездном написано, что подделка документов карается законом. Но, как оказалось, ничем она не карается. Тогда я даже позавидовала находчивости этого студента и пожалела, что спугнула его — катался бы, все равно один безбилетник погоды не сделает. Еще раньше школьники любили «незаметно» передавать друг другу проездные. Глаза хитрющие, довольные — даже жалко их было разочаровывать, — поделилась она.

Наверное, бывало и страшно за свою жизнь?

– Я не скажу, что работа опасная — просто люди разные попадаются. Некоторым удается испортить настроение, но зачастую уже не обращаешь внимание. Я ненавижу две вещи — это когда рисуют на сиденьях и когда пьют пиво или алкогольные коктейли из железных банок.

После обеда монотонность работы откровенно надоела. Как кажется, кондукторы могут быть неплохими философами — сиди, смотри в окно и о чем-нибудь думай. Половину рабочего дня Лидия молчала.

– Если бы не ты, еще скучнее бы было. Сегодня народу не очень много, поэтому совсем тоска. С другой стороны, целыми днями на ногах — тоже сложно, — отметила кондуктор.

Зачем же вы сюда пошли работать?

– Так сложились обстоятельства. Да я не жалуюсь, уже привыкла. Работаю шестой год. В выходные тоже подрабатываю, потому что прожить на деньги, который я получаю здесь, — невозможно. Подрабатываю в охране, сижу сторожем.

В конце рабочего дня я вспомнил, что пойти вместе домой не получится — Лидия уедет с кем-нибудь прямо из парка. Напоследок спрашиваю, как рядовой кондуктор отдыхает и снимает стресс.

– Нет, я не по этим делам — не пью. Есть, конечно, и те, кто злоупотребляет — это их личное дело. У меня есть дочь, занимаюсь ею, в школу ходит. Телевизор еще смотрю, правда, сериалы тяжело смотреть с моим графиком — вставать рано на работу. Да в общем что, не люди мы, что ли? Как все отдыхают, так и мы.

Перед уходом она отправилась сдавать деньги да перекинуться парой фраз с коллегами. Завтра снова на смену, а дома еще нужно столько успеть. Все как обычно, все как у людей. 

Когда Ярославль был городом меломанов Далее в рубрике Когда Ярославль был городом меломановЯрославский музыковед восстановила из небытия имя композитора Василия Зиновьева, которого современники называли «русским Бахом» Читайте в рубрике «Титульная страница» Спецпроект: Семья 3.0 -Демографическая катастрофа или увеличение рождаемостиБудет ли многодетной семья будущего? Спецпроект: Семья 3.0 -Демографическая катастрофа или увеличение рождаемости

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте самое важное в вашей ленте
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»