Новости – Общество
Общество
«Что ни посадишь — так к небу и прет»
Фото: Ольга Петрякова
Как в Поречье-Рыбном сохраняют древний промысел огородников
4 апреля, 2014 18:54
8 мин
Указатель на въезде в село Поречье-Рыбное подсказывает, как проехать к роднику былинного богатыря Алеши Поповича, которого здешние жители считают своим земляком, и к музею «Поречский огородник». Родник как атрибут местного туристического мифотворчества оставляю на потом и отправляюсь смотреть необычную экспозицию. Хранительница раритетов Валентина Парыгина гостям всегда рада. Она подводит к стендам, которые пестрят фотографиями.
– У нас в каждом роду есть потомственные огородники: Пальцевы, Соповы, Титовы, Лалины — всех и не перечислишь. Испокон веку так повелось, потому что почвы здесь отменные: в самом сердце Нечерноземья — удобренная илом-сапропелем с озера Неро плодороднейшая низина. Что ни посадишь — так к небу и прет. Присловье есть: в поречской земле даже сухая палка зацветет, — с гордостью говорит Валентина Николаевна.
От нее узнаю, что село в устье реки Сары (в старину ее называли Гда) известно с ХIV века. Сподвижник патриарха Никона митрополит Иона Сысоевич, при котором встал во всей красе белокаменный Ростовский кремль, приказал построить здесь большую митрополичью слободу. А Петр I, оценив уникальные возможности этих мест, согласно местному преданию, отправил поречан за границу — учиться огородничеству.
– По царскому указу поехали в Голландию ума набираться особо радливые… ну, то есть, усердные, старательные поречане, — объясняет знаток поречской истории и легенд. — А возвратившись, первыми в округе начали возделывать десятки видов лекарственных и душистых трав, огурцы, горох, цикорий. До сей поры редко где встретишь такие ухоженные, уровненные по голландскому образцу грядочки, как у нас — мы землю-то холим, вот она и родит.
На одной из музейных фотографий по улице идут дети с фонариками из тыквы. Оказывается, до середины семидесятых годов прошлого века в селе сохранялась удивительная традиция. В День памяти Никиты Великомученика, 28 сентября, когда праздновалось завершение сбора урожая, народ вырезал сердцевину из тыквы, из бурака (кормовой свеклы), других овощей, внутрь ставил зажженные свечи и вечером шел с этими импровизированными светильниками гулять по темным закоулкам. Все Поречье-Рыбное тогда мерцало призрачными блуждающими огоньками, как будто по нему летали гигантские светлячки. Дети радовались, а молодежи разрешалось немного почудить — развалить поленницу, спрятать колодезное ведро, выпрыгнуть из темноты на зазевавшегося прохожего.
– Больше нигде в Ростовском районе нет такого обычая, который сродни европейским Хеллоуину или Дню святого Мартина, — удивляет хозяйка музея. — Возможно, поречане привезли его из-за границы в далекие петровские времена. Побывавшая в наших краях несколько лет назад делегация посольства Голландии в России очень им заинтересовалась. Мы с главой нашего сельского поселения Надеждой Архиповой раздумываем, как бы вернуть старинное установление. Но получится ли — Бог весть.
– А прославил наше Поречье-Рыбное вот этот любимый гурманами овощ, — продолжает Валентина Николаевна, перекатывая в ладонях сморщенные горошины.
Такой сушеный горошек в XVIII веке возили из-за границы, и стоил он баснословно дорого — 5 рублей серебром за фунт. Здешний огородник Золотахин организовал импортозамещение — отвел под новую культуру весь свой участок и продал собранный урожай столичным рестораторам вдвое дешевле. Дело пошло, вовлекая все новых и новых людей в прибыльный бизнес. К середине следующего столетия в процветавшем селе уже стояли 82 каменных дома в два и три этажа (больше, чем в ином уездном городке), причем многие из них принадлежали удачливым огородникам. 16 улиц вымостили булыжником. А главным украшением села стала Поречская башня.
– Вот она, наша красавица, колокольня храма Никиты Великомученика, — показывает моя собеседница фотографии разного времени. — Чудо, как хорошо! Вознеслась на 94 метра, выше знаменитого «Ивана Великого» на Соборной площади Московского Кремля. А возвел ее не какой-нибудь именитый итальянский архитектор, а сын местного старосты, мастер Алексей Степанов Козлов.
В двух шагах от этого сохранившегося до наших дней величественного сооружения в 1875 году француз Мальон открыл мини-фабрику по консервированию овощей, а через несколько лет передал ее своему ученику Павлу Коркунову, чьи прадед, дед и отец были местными огородниками.
– Я очень дружила с семьей Тучиных, глава которой Яков Никитич, бригадир рыболовецкой артели, знавал Павла Алексеевича Коркунова, фабриканта поречского, и отзывался о нем как о человеке учтивом — отзывчивом и великодушном, — продолжает Валентина Парыгина. — Как-то на заводе сломалась водяная помпа, и промышленник вместе с рабочими принялся ее чинить. Вдруг лопнула труба, и его окатило грязной водой с машинным маслом с головы до ног. Он не стал никого бранить, ошикивать. Вот какие тогда были хозяева — не кочевряжились, о деле радели.
Сначала горошек для консервов варили в двух четырехведерных медных котлах и запаивали банки вручную. Потом Коркунов выписал из-за границы прессы, закаточные машины, автоклавы, паровой двигатель. Некоторых специалистов он отправлял учиться в Европу. Вскоре фабрика уже выпускала 32 вида консервов из зеленого горошка, бобов, шпината, щавеля, томатов, шампиньонов, белых грибов, сморчков, артишоков, сельдерея, моркови, брюссельской капусты и огурцов. Сырье по хорошей цене закупалось у местных огородников, которые под посев одного только гороха отводили на своих частных плантациях по полсотни двадцатисаженных, свыше 40 метров длинной, гряд.
Больше всего экспонатов в музейной коллекции — как раз того времени. Валентина Парыгина собирала их по всей округе.
– Это лещеденок, — гид дает мне в руки внушительных размеров плетеный из орешника поднос. — На нем раскладывали овощи и травы для просушки. А там ночва, неглубокое корыто, где хозяйки обсмыгивали семена.
Заметив мой немой вопрос, уточняет, что смыгать — по-местному значит теребить, пощипывать. Представлены в собрании шинковки — «овощи рушать» — измельчать перед засолкой, давильницы для отжима крахмала из картошки. Здесь же инструменты для различного ремесла и рукоделия, ведь, занятые на земле большую часть года, в зимние холода поречане что-нибудь мастерили.
– Редкая бабушка у нас не умела одежу скоклячить, ну то есть, сшить, изготовить своими руками, — подводит к стенду с вышивками и вязаниями Парыгина. И улыбается: — Много слов-то интересных у меня. Так наши предки говорили. Но уже забывается старина.
Сама она тоже из рода потомственных огородников — далекий предок от местного помещика графа Орлова одним из первых за усердие вольную получил. Поэтому так переживает из-за того, что работа на земле перестала приносить стабильный доход.
– Овощи привозят из-за границы, генномодифицированные, напичканные нитратами. Народ их кушает — оттого и болеет, — сетует Валентина Николаевна. — А у нас бабулечки чуть ли не до ста лет живут, потому что сами все для себя растят.
Впечатление у местных однозначное: пусть и уходит патриархальный уклад жизни, но остается уважение к историческому наследию, определившее социокультурную поречскую идентичность.
– Сельскохозяйственный сезон по-прежнему начинается в конце февраля, — рассказывает местный житель Николай Салтыков. — Первым делом из парников и теплиц убирают слань — настеленное для защиты от промерзания прошлогоднее сено, набивают их горячим навозом, чтобы через несколько дней приступить к посадке лука на перо, а потом и ранней капусты. В двадцатиградусные морозы стеклянные рамы укрывают циновками, сплетенными из болотного камыша. Зеленый лук, рассада, огурцы и помидоры у нас по-прежнему самые лучшие.
– Уходят поколения, унося старый уклад жизни, и мы осознаем, как многое потеряли. К сожалению, общество сегодня стоит у пропасти национального самосознания, — считает Надежда Балуева, председатель ярославской региональной общественной организации возрождения русской культуры и традиций руководитель «Петропавловская слобода». — Об этой опасности предупреждали титаны духа Александр Солженицын и Дмитрий Лихачев. В основе каждого этноса — его исторические корни, и если не сберегать их — вряд ли удастся сохранить русскую цивилизацию в эпоху глобального мира.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости