Новости – Общество
Общество
Иконы с подтверждением
Фото: Светлана Парсегова
Чем творения ярославской иконописной мастерской «София» отличаются от большинства других
13 августа, 2014 21:09
6 мин
Ярославская иконописная школа, зародившаяся в XIII веке — одна из самых знаменитых в мире. Но традиции ярославской иконописи с ее необыкновенной композиционной информационной насыщенностью минувший ХХ век искоренил практически дотла. Однако в 1989 году ярославский антиквар и реставратор Андрей Шумихин организовал первое в городе творческое объединение художников и реставраторов, поставив перед каждым мастером главную цель: начать писать иконы, возрождая ярославскую школу, учиться создавать принципиально новые образы для моления, не копируя ранее известные. Сегодня, спустя четверть века, работы художников мастерской «София» знамениты на весь мир, в том числе своей оригинальностью, собственным уникальным стилем современной иконописи.
– Я сразу сказал художникам, когда мы начали работать вместе: не нужно ничего и никого копировать! — рассказывает «Русской Планете» Андрей Шумихин. — Все равно ни один современник не повторит того уровня мастерства и таланта, которыми дышат подлинные византийские иконы, сокровища кисти Андрея Рублева, Феофана Грека или Дионисия. Мы, несколько художников, начали создавать свой, современный ярославский иконописный стиль, который должен стать узнаваемым через несколько веков. И основой такого стиля стали не только огромный труд каждого живописца, но и большая музейная, архивная, исследовательская работа. Нашим незаменимым помощником стала Лариса Полушкина, научный сотрудник отдела древнерусских памятников Ярославского музея-заповедника. Иконы «Софии» пишут Сергей Гусев, Владимир Майоров, Максим Поляков, Любовь Малышкина и другие живописцы, благодаря которым «София» по праву считается не ремесленной артелью, а по-настоящему творческой мастерской.
Свой собственный стиль иконописи в работах художников мастерской «София» продолжает традицию ярославской иконы как живописной энциклопедии, когда композиция, изображенные события из жития святого становятся кладезем информации для каждого зрителя.
– Житийные иконы — наша особенная любовь, отдельное, специально разработанное направление, — рассказывает Андрей Шумихин. — Настоящая житийная икона — это центральное изображение святого или Богородицы, окруженное отдельными сюжетами — клеймами, в которых написаны различные события из его или ее жизни. Каждое клеймо, каждый сюжет обязательно подтвержден множеством источников, как церковных, так и архивных, исторических! Мы перероем все архивы, и пишем каждый сюжет — клеймо, если полностью уверены в его достоверности. Например, мастер «Софии» написал самую первую житийную икону святой блаженной Матроны Московской, ее до сих пор печатает типография в Софрино. На иконе 16 клейм, и за достоверность каждого я лично ручаюсь. А та житийная икона, где на одном из клейм изображена встреча Матронушки с Иосифом Сталиным — конечно, не наша. Эта встреча — неподтвержденный факт, за достоверность которого никто не поручится, мы такое никогда не напишем.
Кстати, клейма на иконах мастерской «София» не обязательно расположены в квадратах строго по периметру. Например, житие святого Илии Муромца представлено в клеймах, каждое из которых — искусно написанный русский терем.
Работы мастеров «Софии» — не только живописная агиография, но и настоящий учебник истории, прежде всего истории русской земли и русских святых, особенно святых воинов, благоверных князей. События и чудеса из жизни Олега Брянского, Игоря Черниговского, Романа Угличского, Ярослава Мудрого, Александра Невского, Феодора Ушакова изображены во всей полноте и разнообразии, преимущественно в единственном, уникальном экземпляре. Так, и святой праведный воин, адмирал Феодор Ушаков, и основатель Ярославля князь Ярослав Мудрый впервые получили свою иконографию во многом благодаря ярославским живописцам. Подобная участь и у икон, посвященных святым царственным страстотерпцам, семье императора Николая II.
– Наше новаторство в иконографии, например, изображение государя — мученика Николая II на белом коне, или блаженной Матроны в окружении ромашек и васильков, часто вызывает вопросы у священнослужителей, — рассказывает Андрей Шумихин. — Мол, святой на коне — это уже не икона, «неканонично». Но если изучать проблему канона в иконописи глубоко, как это делают, например, диакон Александр Мусин или авторитетный искусствовед Ирина Бусева — Давыдова, то становится понятно, что иконописец гораздо более свободен в своем труде и вдохновении, чем почему-то принято считать. К счастью, мы находим понимание и поддержку у многих служителей современной Русской Православной Церкви, в том числе у Патриарха Кирилла, который очень хорошо разбирается в иконографии и религиозной живописи. Благодарность ярославским иконописцам он выразил еще в бытность митрополитом Смоленским и Калининградским. Сегодня наш главный выставочный зал находится в Москве, при храме Петра и Павла в Лефортово, также мы тесно общаемся с преподавателями и художниками иконописной мастерской Троице-Сергиевой Лавры.
Еще одна особенность икон ярославской «Софии» — уникальный орнамент для каждой работы. Например, ярославские иконописцы используют технику «сухая игла», когда затейливый узор процарапывается сквозь краску на сусальном золоте. Интересно, что и в композициях, и в житийных сюжетах часто изображается снег, зимние пейзажи — как, например, в иконах святых Василия Блаженного, Сергия Радонежского или Николая Чудотворца. Это тоже новаторство «Софии». И все-таки за каждым новаторством, как считает основатель мастерской, должна стоять вера, от которой отталкивается любой творческий полет художника.
– Икона — это не красивая, занимательная картина, а образ для моления, причем для моления современного человека, живущего в очень насыщенном информационном поле, искушенного, избалованного, — подчеркивает Андрей Шумихин. — И фантазия художника может быть основана только на реальных фактах! Например, я давно вынашиваю идею создания иконы, посвященной Сталинградской битве. Но не могу найти документального подтверждения одного события, о котором многие слышали и считают реальностью. Того момента, когда лейтенанту Павлову, оборонявшему знаменитый «дом Павлова», явилась Богородица. И пока не найдено такое подтверждение — иконы нет…
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости