Новости – Общество
Общество
«Приезжали из Таиланда, русским духом подышать»
Фото: Елена Серова
Как готовится к 700-летию первый женский монастырь новой России
19 августа, 2014 23:15
10 мин
10 тысяч гостей ждет в день своего юбилея прославленная историей и святынями Толгская обитель. За четверть с лишним века своей новой жизни она смогла не только поднять из руин храмы, но и создать образцовый монастырский хозяйственный комплекс.
– Носятся монашечки по двору, спеша в храм или на послушание. Дел невпроворот: надо поддерживать чистоту, ухаживать за цветами, обустраивать новый паломнический центр и палаточный городок, снимать урожай на огороде, управляться на птичнике и в коровнике, готовить на всех и делать запасы впрок, встречать паломников, проводить экскурсии и много-много-много чего еще. И видишь — то вертолет очередной прилетел. То электромобили, обгоняя друг друга, помчались отвозить разные грузы. То свадебная процессия. То паломники с котомками. То видеооператоры с аппаратурой. То довольные малыши с павлиновыми перьями, убедившиеся, что в кедровнике Толгского монастыря действительно живет царь-птица. Недавно приезжали ребятки из Таиланда, «русским духом подышать», — передает атмосферу предпраздничных хлопот инокиня Спиридона.
Словно в подтверждении ее слов из-за поворота вывернул белый электролимузинчик, его водитель — монахиня в летах — одной рукой лихо крутит руль, а второй держит возле уха трубку навороченного сотового телефона.
– Я в пяти известных российских монастырях была, но нигде такого не видела, — включается в разговор сероглазая женщина в белом платочке.
Как оказалось, москвичка Нонна Макарова приехала в обитель 1 августа вместе с дочерью. Они не только паломницы, но и добровольные помощницы, которых здесь называют трудницами.
– У меня дочка была крутая, а два года назад произошел поворот, теперь к батюшкам в ходит да ездит по святым местам на богомолья, — рассказывает Нонна Федоровна. — В Толгу вот меня с собой позвала. Эта обитель из всех, где уже дал Бог побывать — самая богатая и респектабельная. Поразили украшенные росписями в ярославском стиле храмы, море цветов на монастырском дворе, черные и белые лебеди, плавающие в пруду, и монахини, освоившие самый экологичный вид транспорта. Если вдруг все электромобили заняты — они ничтоже сумняшеся отправляются по своим делам на велосипеде.
Трудниц устраивают в монастырской гостинице и каждый день дают различные послушания.
– Нас десятки человек из разных городов России. В нашей келье мы живем всемером, большинство приехали издалека — кто из Волгограда, кто из Мурманска, кто из Архангельска, кто из Санкт-Петербурга. Все решили пожить режимом монастыря — молиться и трудиться. Ежедневно к шести утра приходим на литургию. Среди паломников есть инвалид-колясочник, видный такой мужчина, но обезноженный, его по здешним крутым лестницам двое человек поднимают. Так даже он ни одной службы не пропускает. Богослужение продолжается до половины полдесятого. А с десяти у нас работа — мы мыли полы, приводили в порядок после только что завершившейся реконструкции паломнический центр с ризницей, помогали на кухне — расставляли и убирали посуду, чистили картошку, варили варенье, лечо в банки закатывали, капусту консервировали, из рыбы делали котлеты. А молодежь в лес за ягодами отправляли, туалеты мыть и в огуречно-помидорные теплицы урожай собирать. В тридцатиградусную жару там было самое пекло, но никто не жаловался, потому что все здесь ревностные христиане, —добавляет моя собеседница.
Питание двухразовое — в полдень и в восемь вечера. Кормят вкусно и досыта. Чай на травах, хлеб изумительный по вкусу, пышный, духовитый из монастырской пекарни, овощи со своего огорода и консервированные из необъятных закромов, до поста в меню включали молоко, сметану, творог, яйца со здешнего же подворья.
– Но и работать надо ой-ой-ей — от зари до зари, — восклицает Нонна Федоровна. — В редкие минуты отдыха можно было искупаться — благо серебряная от солнца Волга сразу за стенами монастыря, монахини водные процедуры уважают, и матушка-настоятельница еще недавно сама подавала им в этом пример. Можно почитать — но только религиозную литературу: художественная нам не благословлена. Или покормить лебедей.
Лебеди плывут по водной глади центрального пруда обители с той же грацией, с какой легкие на ногу здешние сестры в своих просторных одеяниях шествуют по монастырскому двору. Наверное, такое же сравнение пришло на ум и некоему благотворителю, который в прошлом году подарил пару черных лебедей на 50-летие благочинной Толгского монастыря матери Николае.
– Ухаживает за благородными птицами мать Мариам, а подкармливает их вся округа. Теперь это уже достопримечательность Толгского монастыря, очень полюбившаяся туристам. Порой в день для тридцати и более групп экскурсии проводятся. Десять монахинь несут послушания гидов, — уточняет еще одна трудница, мурманчанка Ирина Спирихина.
Мать Спиридона как раз одна из них. Музейный педагог по профессии, выпускница РГПУ имени Герцена, она расскажет об истории Толги, что заслушаешься.
Удивительна история этой старинной обители, заложенной в 1314 году тогдашним владыкой Трифоном на месте чудесного явления ему образа Богоматери. Самая ранняя из сохранившихся доныне построек — Крестовоздвиженская церковь, возведенная на пожертвования царя Михаила Романова. Он в 1620 году внес 40 рублей на церковное строение. В 1670-х годах были отстроены Святые ворота с Никольской надвратной церковью и настоятельский корпус. В 1681 году на месте каменного храма XVI века начали сооружать новый Введенский собор. Затем появилась монастырская звонница, а в 90-х годах XVII века на месте деревянных выросли каменные стены и башни монастыря. Спасская церковь и больничная палаты построены на рубеже XVII-XVIII веков в стиле барокко. Так что в единый целостный архитектурный ансамбль соединились памятники разных веков и стилей — от русского стиля до классицизма и барокко.
В 1929 году, в период яростного богоборчества, со звонницы сбросили колокола и сам монастырь закрыли. Многие из братии — а тогда это была мужская обитель — были сосланы, расстреляны. В тридцатые годы прошлого века здесь размещался поселок гидростроителей, которые поначалу хотели возвести одну из первых ГЭС Верхневолжского каскада под Ярославлем, как раз в районе Толги, и лишь потом перенесли стройплощадку в Рыбинск, дав начало Рыбинской ГЭС и Рыбинскому водохранилищу. Затем имеющий мировую ценность архитектурный ансамбль вместе с окрестными территориями отдали под исправительную колонию для несовершеннолетних преступников. Все это время строения разрушались на глазах. Поднимать монастырь из руин в 1988 году начала игуменья Варвара. Толга стала первой возрожденной монашеской общиной в Советском Союзе и его преемнице — новой России.
– 28 августа 1987 года в Ярославль и в Толгу приехал секретарь ЦК КПСС Александр Яковлев. Он осмотрел монастырь и отбыл, а вскоре появилось сообщение, что Толгский монастырь передается верующим, — поясняла матушка Варвара. — Сначала всем нам было очень трудно: мы своими руками разгружали машины с кирпичом, много трудились, мало спали, жили в тесноте, порой не было самого необходимого, но у нас было очень сильное желание восстановить разрушенный монастырь и тем самым послужить Господу, Матери Божией во спасение своей души. Со всех концов страны стали поступать пожертвования, на восстановлении ежедневно трудились десятки добровольцев. В расчистке и уборке территории помогали школьники, солдаты, паломники. Руководители заводов и предприятий Ярославля оказывали обители посильную финансовую помощь.
– Монахини выполняли тяжелую физическую работу, которую обычно считают неподъемной для слабых женских рук. С тех пор те, кто бывал в этих стенах, отмечают, что у нашего монастыря – особое лицо: сестры независимые, самостоятельные, сильные духом, готовые заменить друг друга на любом послушании. Не случайно среди них сейчас 18 звонарей, резчики по дереву, иконописцы. Специально приезжающий из художественного училища преподаватель уже несколько лет обучает их не только иконописи, но и реставрации, — говорит мать Спиридона.
Имена, производные от мужских — дань традициям. Мать Николая, мать Назария, мать Валерия, мать Вячеслава, мать Тихона, мать Дамиана. Все же большую часть своей семисотлетней истории монастырь был мужским.
Сейчас монастырь это не просто святое место, по которому, как верят сестры, матерь Божия ходит, но и образцовый хозяйственный комплекс. На хозяйственной территории — три огромные теплицы, где поспевают огурцы и помидоры. Тут же протянулись бесчисленные грядки с морковью, капустой, свеклой, укропом. Тыквы растут так быстро, как будто стремятся вымахать размером с золушкину карету. Рядом сад, коровник, курятник. То же, но в куда более значительных масштабах, имеется на монастырском подворье в селе Введенском Некрасовского района. Там одной пашни под 80 гектаров, вокруг монастырские пастбища, сенокосы, леса.
Урожаи такие, что любой колхоз обзавидуется. Открытый аккурат к юбилею паломнический центр поражает своим оснащением. Современные печи, духовки, пароконвектоматы могут накормить тысячи паломников. Особенно вкусны здешнее игуменское варенье, толгские блинчики толщиной в полмиллиметра, рыба во всех видах (ее привозят ваннами, бывает, один сом-гигант весит столько же, сколько поймавший его рыбак). На верхних этажах вскоре начнут работу воскресная православная школа и мастерские. Монастырь окреп финансово, так что имеет возможность нанимать в помощь работников.
– Точно знаю, что после юбилея продолжат реконструировать наш хозяйственный двор, — уточняет мать Спиридона. — За пределами кремля у нас есть такое помещение — мы его заводом называем. В советское время там было закрытое военное производство для мальчиков-колонистов: они производили турбогидроусилители для армии и флота. До сих пор он не ремонтировался, так что можно римейк фильма «Сталкер» там снимать!
Будет время — дойдут и до этого здания руки. Если понимать «духовные скрепы» как молитву и труд от восхода и до заката, то именно здесь они и работают.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости