Новости – Общество
Общество
«Пятница — уч, суббота — неуч»
Фото: Елена Серова / «Русская планета»
Ярославские школы массово отказываются от шестидневной учебной недели
18 сентября, 2015 16:10
8 мин
В мае общественный совет при департаменте образования Ярославской области обсудил инициативу родителей учащихся о предоставлении детям двух выходных. Дискуссия получилась бурной. Выслушав мнения экспертов, доводы «за» и «против», общественники и чиновники решили не принимать чью-либо сторону, а предоставить школам право выбора.
«Понедельник-пятница — уч., суббота — неуч!» написано мелом на стене средней школы в поселке Дубки Ярославского района. С 1 сентября во всех ее классах с первого по одиннадцатый суббота считается нерабочим днем.
– Неуч тот, кто это написал, — возмущается, прочтя корявую надпись, проходящий мимо пожилой мужчина. — Наши дети учились шесть дней в неделю и таких грубых ошибок не допускали.
– Если у одного недоросля грамотность страдает, не стоит плохо думать обо всех, — парирует другой прохожий. — Я, например, рад за моего внука Сережу: учится хорошо, старается. Раньше он практически всю неделю работал без отдыха: с понедельника по субботу уроки, а после них спортивная секция, волонтерские проекты и расклейка рекламы, приносившая маленький, но стабильный доход, чтобы не пришлось выпрашивать у родителей деньги на карманные расходы. А в воскресенье ему нужно было садиться за домашние задания. Теперь он может больше времени проводить с семьей, нас с бабушкой чаще навещать.
Считать ли пятидневку благом — многие еще не определили.
– Не составил пока своего мнения, — пожимает плечами дедушка третьеклассника Анатолий Рогозин.
– При шестидневном графике уроки распределены в течение недели более ровно, что уменьшает вероятность перегрузок. С другой стороны, от дополнительного выходного кто же откажется! Так что по большому счету мне все равно, — готова согласиться с любым решением большинства мама первоклассника Анастасия Мелехова.
И все же, согласно проводившемуся мониторингу, среди родителей учащихся число сторонников новации значительно превышает количество противников.
– Я двумя руками «за» пятидневку, — горячится мама второклассника Светлана Серова. — Вечером приходишь после трудового дня, безмерно усталая, эмоционально выжатая, и надо еще переделать массу дел по хозяйству. На общение с ребенком сил не хватает. Зато при двух нерабочих днях мы сможем с ним поговорить, сходить в цирк, в театр, в кино или вместе погулять в парке. Не справедливо, что у взрослых уик-энд куда длительнее, чем у детей.
Решив предоставить ученикам право отдыхать по-взрослому, несколько школ области год назад ввели новый график в начальной школе. В конце мая они подвели итог, воодушевились и сделали следующий шаг.
– Сначала в порядке эксперимента мы перевели на пятидневку младшие классы. Минусов не обнаружили, — поясняет директор Иванищевской средней школы Ярославского района Николай Орехов. — Количество пропусков учебных занятий по болезни и иным причинам сократилось практически в половину. Успеваемость повысилась. Мы посчитали, что это хороший знак: дети стали меньше уставать, готовиться к урокам не впопыхах, а более вдумчиво.
Согласившись с тем, что в век информационных технологий не только учитель является источником знания, их можно добывать и самостоятельно, Иванищевская школа в полном составе объявила субботу красным днем календаря. Этому предшествовала жаркая дискуссия внутри педагогического коллектива, анкетирование родителей и самих ребят.
– Все согласились с необходимостью уменьшения учебной нагрузки, которая, к примеру, в шестом классе с учетом внеурочной деятельности в рамках новых государственных образовательных стандартов приближается к 40 часам в неделю. Это же почти что восьмичасовой рабочий день. Нельзя на ребятишек такое бремя взваливать. Тем более в сельский школе, куда учащихся подвозит школьный автобус, выезжающий в рейс в 7 утра, — отмечает Николай Геннадьевич.
С 1 сентября школьники воспряли духом начали чаще выезжать на экскурсии по городам и селам области, знакомясь в познавательных путешествиях с достопримечательностями родного края. Они уже побывали в Ростове и Угличе, на очереди — Мышкин, Переславль-Залесский, Рыбинск, Тутаев, где немало интересного.
Педагоги тоже не в обиде. Многие молодые учительницы — русского языка и литературы, английского языка и другие, чьи чада еще ходят в детский сад, раньше не знали, с кем оставить малышей в субботу. Теперь эта проблема решилась сама собой.
Лишь преимущества видит в новой системе и директор Дубковской средней школы Ярославского района Надежда Сухова. Юные селяне, которым нужно помогать родителям в поле и на огороде, раньше, случалось, вынужденно прогуливали субботние уроки, а сейчас не учатся в этот день на законных основаниях. Акцент дубковцы сделали на инклюзивном образовании. Среди учеников 38 — дети с ограниченными возможностями здоровья, а им отдых жизненно необходим.
– Все наши классы, включая выпускной, с 1 сентября перешли на предложенный федералами пятидневный учебный план. В нем на три учебных часа в неделю меньше. Сократилась отданная на откуп самим образовательным учреждениям вариативная часть курса. А «Основы духовно-нравственной культуры» стали факультативом, — объясняет Надежда Николаевна.
По ее словам, в 10 и 11 классах при подготовке к ЕГЭ шестой день учебы не помешал бы, но у школы нет технической возможности предоставлять в их распоряжение целое здание и приглашать учителей.
Фото: Елена Серова / «Русская планета»
Вот и директор школы № 33 им. Маркса с углубленным изучением математики Ярославля Михаил Головлев полагает, что успешно сдать ГИА и ЕГЭ при пятидневной учебной неделе будет сложно. Он опасается того, что сокращение учебного плана на несколько часов может негативно сказаться на качестве получаемых учениками знаний. Вряд ли в новых условиях школы сумеют сохранить обеспечиваемый при шестидневке уровень образования. Да и задания ЕГЭ не станут проще, и вузы не снизят планку при приеме абитуриентов.
– Переходить чохом на новый график нецелесообразно. Нужно учитывать специфику учреждений образования, — настаивает Михаил Алексеевич. — Тем более, что для многих педагогов это чревато снижением зарплаты.
Учителя начальной школы уже потеряли в заработке, но сохранили право досрочного выхода на пенсию по выслуге лет. А их коллег из среднего и старшего звена при сокращении нагрузки может постичь разочарование.
Еще одну проблему обозначил председатель общественного совета при областном департаменте образования, президент спортивного клуба «Буревесник — Верхняя Волга» Александр Сорокин. По его словам, сегодня многие родители вынуждены трудиться, не покладая рук. Одни работают вахтовым методом, другие по скользящему графику, третьи шесть дней в неделю. При переходе школ на пятидневку им впору будет задуматься: на кого в субботу ребенка оставить. И если в Ярославле и некоторых других городах с пользой провести досуг помогут различные кружки и секции, то на селе школьник может оказаться предоставленным самому себе. Найдет ли он чем себя занять или окажется в дурной компании?
Это стоит учесть школам Ярославского района, который стал пилотным по отработке пятидневки. На него сейчас вся область смотрит.
– 11 наших школ из 26 работают пять дней в неделю. Еще столько же ввели такой порядок для отдельных классов. Лишь единицы отказались от перемен, — пояснили в управлении образования Ярославского района.
В авангарде Дубковская, Иванищевская, Мордвиновская СОШ, за ними подтягиваются Красноткацкая, Кузнечихинская, Ананьинская и другие.
– Созданный в 2014 году при департаменте образования области общественный совет, куда входят представители общественных организаций, высшей школы, родительских комитетов, обсуждает самые важные вопросы, касающиеся отрасли образования региона. Это необходимо для конструктивного диалога власти и населения. Вынесенный на рассмотрение по инициативе родителей вопрос о пятидневной учебной неделе был детально изучен. Члены общественного совета определили: выбор режима учебных занятий — исключительная прерогатива школы, ее компетенция, — настаивает заместитель директора департамента образования области Михаил Груздев.
Между тем, замечая, что департамент не только не препятствует, а даже поощряет первопроходцев, все новые школы вступают на этот путь.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости