Новости – Общество
Общество
Связующее звено
Фото: из личного архива
Как лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России–2015» Анна Шелия борется за то, чтобы дети с инвалидностью учились в обычных школах
5 февраля, 2016 18:04
8 мин
Анна Шелия – продолжатель учительской династии в третьем поколении. Своим педагогическим кредо она выбрала инклюзию в образовании, утверждая идею о равенстве возможностей для детей обычных и имеющих особенности в развитии. Своим проектом «Хотим быть вместе» она помогает детям-инвалидам проявить свои способности: одним открывает дорогу на сцену, другим в мир спорта, третьим в профессию.
– Проблемы ребят, имеющих особенности в развитии, я приняла близко к сердцу, приступив в 2011 году к работе в школе для глухих и слабослышащих детей. До сих пор помню свое первое впечатление от этого учреждения: как будто попала в гетто, — рассказывает Анна Шелия.
По словам Анны, в школе-интернате никого не третировали. Но это был закрытый мир. Ребят старались максимально изолировать от внешней среды — из лучших побуждений, объясняя это заботой о них, желанием защитить от превратностей жизни. Но Шелия считает, что если ребенка не научить взаимодействовать с окружающими, общаться, находить друзей, во взрослой жизни его уделом может стать одиночество.
– Сумеет ли уподобившийся чеховскому герою «человек в футляре» установить добрые отношения с соседями, коллегами, знакомыми, партнерские — с единомышленниками? Тогда я решила, что необходимо убрать лишние барьеры, помочь ребятам подружиться, — говорит Анна.
Она загорелась идеей совместного существования очень разных людей с равными правами и возможностями в одном обществе и начала искать пути ее осуществления. Так возник проект «Хотим быть вместе».
– Он направлен на поддержку людей с инвалидностью, прежде всего детей, молодежи. Его цель — интеграция, инклюзия в обществе и прежде всего в образовании, поскольку именно в этой сфере я работаю.
Помня, что в каждом человеке заложено творческое начало, Анна и ее сподвижники начали с постановки любительского спектакля, роли в котором они распределили примерно поровну между ребятами здоровыми и теми, у кого есть особенности в развитии. Основу самодеятельной труппы составили старшеклассники школы-интерната для слабослышащих и школы № 37 Ярославля с углубленным изучением английского языка. Образ одной из героинь пьесы воплотила девушка-колясочница. А главную роль сыграл Никита Потехин с нарушениями слуха.
– С Никитой Потехиным нам очень повезло. У него открылся настоящий талант. Такой, что его заметили педагоги театрального института и пригласили парня участвовать в музыкально-поэтическом вечере, который готовили третьекурсники этого вуза. Никита читал стихи на жестовом языке, а студенты его озвучивали. Получилось очень необычно, ярко, проникновенно. Основа нашего проекта в том, что мы не ставим особенных ребят в некомфортные для них условия, когда им пришлось бы делать то, в чем им трудно преуспеть. Мы помогаем им проявить и развить способности, которые в них заложены. Например, учим самовыражению через пластические импровизации. Мы ничего им не навязываем, — рассказывает Анна.
Навыки, полученные в ходе работы в проекте, помогли самодеятельному артисту выбрать профессию. Он связал свою жизнь с искусством. А окрыленная успехом его наставница предложила школьникам поднять планку и попробовать себя в технике «форум-театр».
– Это необычное сценическое действо, призванное побудить аудиторию к поиску решения острых социальных проблем. В первую очередь мы будем затрагивать проблемы людей с инвалидностью. Планируем обязательно приглашать к разговору ребят с ДЦП, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, функциональными ограничениями, — раскрывает свои планы Анна Шелия.
Такие ребята есть и среди подопечных проекта «Хотим быть вместе». Они вместе ходят в театры, на концерты, отправляются на экскурсии, причем здоровые помогают тем, кто сам не способен передвигаться. Во время одной из таких коллективных встреч Наташа Завиткова, у которой тяжелая форма ДЦП, призналась, что мечтает снова заниматься иппотерапией. Пока был жив ее отец, он возил дочку к лошадям. Но после его гибели в автокатастрофе этого удовольствия девушка была лишена.
– Лошади — это и моя страсть. В детстве я занималась конным спортом, и понимаю, как много человеку могут дать эти благородные животные. Подключив благотворительный фонд, мы обеспечили Наташе возможность дважды в неделю посещать конно-спортивный клуб «Кентавр», — говорит Анна.
Результат превзошел все ожидания. В конце прошлого года Наташа в составе паралимпийской команды области участвовала в открытом кубке Москвы имени Данте Хоперии. И победила в своей группе. Это было похоже на чудо, потому что в состязаниях, проходивших в столице, в многофункциональном круглогодичном центре подготовки олимпийского резерва «Планерная» участвовали 120 спортсменов практически со всей России. Готовилась Наташа на одном коне, но он, по молодости слишком ретивый, занервничал и был дисквалифицирован перед началом соревнований. Выручил более опытный скакун, хотя пересесть на него буквально накануне старта оказалось нелегким испытанием для наездницы. Тем не менее, она справилась и вернулась с заслуженной наградой.
– Приятно чувствовать, что лошадь слушается. К тому же занятия иппотерапией оздоравливают, помогают чувствовать себя увереннее, — довольна Наталья.
В последние месяцы все труднее находить средства на благотворительность, отмечает Анна Шелия. Сложная экономическая ситуация дает о себе знать. Педагог активно занимается фандрайзингом, чтобы продолжить начатое.
Работу ее творческой команды уже увидели учащиеся многих школ города. Но это, по мнению инициатора проекта, лишь первый шаг.
– Наша цель — инклюзивное образование, при котором особенные дети учатся в одних школах со здоровыми ровесниками, — отмечает моя собеседница. — Первым это важно, чтобы почувствовать себя включенными в сообщество, вторым — чтобы приобрести новый социальный опыт, научиться сочувствовать, сопереживать, быть более внимательными к ближнему.
Фото: из личного архива
Это приобретает особый смысл в свете того, что уже с сентября 2016 года в нашей стране вводится новый образовательный стандарт инклюзивного образования. Дети с ограниченными возможностями здоровья будут учиться вместе с обычными учащимися. Пока еще функционирующие специализированные школы, которых стало существенно меньше в последние десятилетия, в перспективе прекратят свое существование. Большие надежды возлагаются на коррекционные школы и классы. Как уточнили в департаменте образования Ярославской области, еще в середине нулевых годов в регионе был введен корректировочный коэффициент на обучение детей с ограниченными возможностями. В зависимости от его диагноза школы в порядке подушевого финансирования получали за него в разы больше, чем за остальных. На создание безбарьерной среды выделяются значительные бюджетные средства. К настоящему времени для детей-инвалидов адаптированы более 40 учреждений региональной системы образования. В первую очередь речь идет об оборудовании пандусов, туалетов, установке более широких дверей для колясочников.
В прошлом году со своим проектом Анна стала победителем областного и лауреатом всероссийского конкурса «Учитель года», и в числе 15 лучших педагогов страны встретилась с президентом.
– Инклюзия — это не просто модель интегрированного обучения. Это, если хотите, философия жизни. Сейчас чаще всего говорят об инклюзии в контексте людей с инвалидностью, но это лишь частный ее случай. Проблема в том, что мы живем в разобщенном, разорванном мире, слишком много барьеров нас разделяет. Люди разных конфессий, разных национальностей, разного достатка, разного бытового уклада порой не могут найти точки соприкосновения и переходят к конфронтации. А давайте попробуем сказать: «Мы хотим быть вместе!» — предлагает Анна Шелия.
Для нее это имеет особое значение. Ее дед, Михаил Шелия, родом из столицы Грузии. Во время Великой Отечественной войны он был ранен и лечился в госпитале под Сызранью, где встретил и полюбил юную медсестру Лидию Федоровну, ставшую позднее его супругой. Михаил Михайлович уехал жить на родину своей второй половинки, и вместе с женой до седин работал в сельской школе учителем истории. Их старшая дочь Этери продолжила педагогическую династию родителей и уехала к мужу в Ташкент. Средняя — Элико — и сейчас работает директором школы в Самарской области.
– Распад государства привел к тому, что я никогда не была на исторической Родине моего деда и не поддерживаю контактов с грузинской частью моей семью. Хотелось бы, чтобы это было иначе, — рассуждает Анна.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости