Новости – Общество
Общество
Небо. Самолет. Денежка
Фото: Елена Серова / "Русская планета"
В Гаврилов-Яме начали делать самолеты, но разрешения на вылет для них стоят слишком дорого
8 июня, 2015 10:37
7 мин
– Эта коняшка еще не объезженная, — руководитель гаврилов-ямского авиамодельного клуба «Агат-полет» и секции сверхлегкой авиации при местном филиале Рыбинского авиационного технического университета Евгений Куликов похлопывает по винту маленького двухместного самолета, пока носящего рабочее название ПС-09. — А вот его предшественник совершил уже много вылетов, показал себя выносливым и неприхотливым. На стартующем скоро у нас в городе фестивале «Ямщицкая песня» покажем их во всей красе.
Дельталет со снегоходным мотором
Самолетостроение в Гаврилов-Яме началось с Евгения Куликова и его авиамодельного кружка.
– Я занимался авиамоделизмом с учениками третьих-пятых классов на базе городского Дворца детского творчества, — говорит Евгений. — Сам мальчишкой грезил о небе, провожал восторженным взглядом поднимавшиеся выше облаков аэропланы, и с кружковцами делился своей мечтой о воздушных путешествиях, о покорении безбрежных голубых просторов, о перелетах из страны в страну, с континента на континент... А дети подрастали, и им хотелось не только запускать управляемые модели, но и самим летать.
Тогда по договоренности с региональным отделением ДОСААФ Куликов организовал для подростков парашютную подготовку на аэродроме в поселке Карачиха под Ярославлем. Они совершили по несколько прыжков и убедили наставника на этом не останавливаться. И он вместе с другом-механиком Вадимом Рубцовым начал строить свой первый летательный аппарат.
Возможно, все ограничилось бы любительской сборкой примитивной летающей этажерки в чьем-нибудь гараже, но Куликова поддержал директор местного машиностроительного завода «Агат» Владимир Корытов. Завод выпускает агрегаты авиационных двигателей и самолетных систем для военных и гражданских самолетов: МиГ-29, Су-27, Ту-160, Ил-86 и других. Идея производить на оборонном предприятии легкомоторную авиатехнику показалась свежей и интересной. Так что собирать дельталет стали квалифицированные авиаспециалисты.
– Мы рисовали чертежи, а они воплощали их в конкретные узлы и детали, опробовали, дорабатывали, улучшали, — вспоминает энтузиаст. — Было предложено немало оригинальных технических решений, которые пока руки не доходят запатентовать. Даже усовершенствованные кресла для пилотов выполнила и обтянула тканью местная парапланеристка.
Первый дельталет собрали за два года. Он похож одновременно на гигантскую механическую стрекозу и на снегоход с крыльями. Между прочим, мотор на нем установлен как раз со снегохода — работающий на обычном автомобильном бензине РМЗ-500 производства рыбинского завода «Русская механика», аналог двухтактного двигателя «Ротакс». Размах крыла 17 метров.
– Взлетный вес нашего дельталета до 500 кг. Крейсерская скорость 100 км/ч, максимальная — 150. Взлетная дистанция всего 100 метров. В экстренных случаях пиропатрон отстреливает парашют для спасения экипажа, — объясняет Куликов.
В марте 2012 года гаврилов-ямские умельцы сделали первый круг над городом. Следующие дельталеты они мастерили как будто «под копирку». А потом начали делать самолеты. Для летных испытаний приспособили ровное поле у деревни Селище, на котором по всем правилам оборудовали взлетно-посадочную полосу. В народе ее сразу же окрестили «Барская» из-за близости к старинной помещичьей усадьбе дворянки Иродовой.
– Наша грунтовая ВПП длиной 600 и шириной 40 метров. Она официально зарегистрирована в Росавиации и отмечена на картах «Аэродромы России». Рядом с ней построен контрольно-диспетчерский пункт для управления воздушным движением. Все это позволяет принимать и отправлять легкие и сверхлегкие воздушные суда, — гордится Евгений Куликов.
Он ведет в ангар показать, как в Гаврилов-Яме изготавливают самолеты. Сегодняшняя модель — уже девятая. Она полностью выполнена в металле — дюралюминиевая, а предыдущие частично были из дерева.
– Самолет начинается с металлической трубы, — указывает на установленную в центре помещения сварную конструкцию. — Первым делом каркас сваривают по шаблону, потом устанавливают основные узлы. При изготовлении крыла важна каждая нервюра, формирующая его профиль, — ведь на него будет воздействовать подъемная сила. Вот эти идущие вдоль размаха крыла балки — лонжероны — добавляют прочности.
Фото: Елена Серова / "Русская планета"
Оказывается, такие типы самолетов бороздили небо в 10–20-е годы прошлого века. Но схлопывание отечественной малой авиации в 90-е отбросило россиян на сто лет назад, и теперь нужно быстрее наверстать упущенное.
Как пояснил начальник опытно-экспериментального отдела развития авиации машиностроительного завода «Агат» Алексей Москвин, практически все детали и узлы самолета ПС-09 — собственного изготовления, за исключением винта, колес, капота, приборов, крепежа и двигателя с редуктором.
Мотор мощностью 170 лошадиных сил пока от «Субару». Но в перспективе, после освоения серийного выпуска авиационных двигателей на самом предприятии, можно будет задействовать их и существенно снизить затраты.
Авиация в поисках крыльев
Тридцать-сорок лет назад из отдаленных районов в областной центр ярославцы гораздо чаще летали, чем ездили на автобусе. А сейчас даже санитарная авиация — без крыльев: так по привычке называют реанимобили медицины катастроф.
– Мы готовы запустить свои летательные аппараты в серию, — заявляет Евгений Куликов. — От заполонивших российский рынок зарубежных аналогов их выгодно отличает цена, сопоставимая с автомобилями: 0,4–1,2 млн рублей.
Московское конструкторское бюро уже предлагает гаврилов-ямцам участвовать в совместной разработке шестиместного самолета. Ведутся переговоры о сборке на ярославской земле сертифицированного итальянского воздушного судна.
Но Куликов считает, что авиаторам должны помогать не только частные спонсоры, но и государство. Сегодня в сотни тысяч рублей обходится получение летной годности, которая так же обязательна для авиационной техники, как техосмотр для автомобильной. Ограниченный ресурс специализированных учебных центров делает получение пилотских «прав» довольно обременительным: далеко и дорого.
Глава администрации Гаврилов-Ямского района Владимир Серебряков оценивает проект развития малой авиации как весьма полезный для своей территории.
– Ознакомление с цехом по изготовлению и сборке маленьких самолетов мы включили в программу своего туристического кластера, — отмечает он. — Думаю, гостям города будет очень интересно побывать на таком производстве. Традиционными для нашей земли становятся авиаслеты и фестивали, на которые прибывают участники из разных концов страны. Все это успешно работает на имидж района. Что же касается постановки новой продукции на конвейер, я двумя руками «за», но поживем — увидим.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости